Расцвет трёхмерных платформеров пришёлся на эру N64, PS1 и PS2 - игры о пушистых неунывающих зверьках, часто путешествовавших в тандеме, расходились миллионными тиражами, а сами милейшие создания становились талисманами домашних систем. С тех пор разработчики повзрослели (см. Naughty Dog) и выбрали более серьёзные жанры. Закат "прыжковых" аркад, основанных на коллекционировании всяких безделушек, произошёл столь же внезапно, как недавно наметившийся ренессанс - весной нынешнего года в продажу поступили (или только ожидаются на прилавках) Snake Pass, Voodoo Vince: Remastered, Skylar & Plux: Adventure on Clover Island и, разумеется, Yooka-Laylee.
Локализация выполнена с огоньком. Подвоха при прохождении не чувствуется.
Следи за языком
В превью я отмечал, что костяк Playtonic Games, ответственной за Yooka-Laylee, - бывшие сотрудники Rare, причём не просто случайные гости, а гордость прославленной студии на протяжении многих лет. Можете убедиться лично, если не верите печатному слову. Им, видимо, пришлись не по душе жёсткие условия, в которые компанию поставила Microsoft, - всё-таки авторы GoldenEye 007, Killer Instinct и Conker: Live & Reloaded заслуживают большего, чем возиться с серией Kinect Sports.Мятежники учредили Playtonic Games, привлекли через Kickstarter свыше $3 млн и спокойно в течение двух лет делали то, в чём были мастерами, - 3D-платформер про уморительную парочку зверушек, напичканный хохмами на тему игровой индустрии. Дизайн персонажей и локаций - особый, "британский". Его не спутаешь ни с одним из современных проектов, источники вдохновения - удальцы с N64: Banjo-Kazooie (1998) и Banjo-Tooie (2000).
По сюжету Yooka-Laylee главный злодей Capital B родил нехитрый бизнес-план - похитить всю литературу мира и остаться единственным игроком на рынке. В руки проныры попала и некая волшебная книжка, принадлежавшая лоботрясам Юке (зелёная ящерица) и Лэйли (фиолетовая летучая мышь). Но на то она и волшебная, что странички возьми и разбегись - поминай как звали! Мультяшный тандем не намерен закрывать глаза на откровенное воровство - при помощи щеголеватого бизнесмена Траузера, торгующего приёмами и контрабандными штанами, они проникают на завод Capital B, утыканный порталами для перехода в пять фантастических миров.
Чисто по настроению и окружению локации сильно разнятся: солнечные джунгли, пиратский порт, угрюмые болота... А вот геймплей от уровня к уровню не меняется - прыжки по платформам, драки с погибающими от одного-двух ударов миньонами, бесхитростные головоломки и различные испытания на время и смекалку, наградой за которые служат Pagies. Странички - ключи к новым мирам и расширению старых.
Как и в Banjo-Kazooie, в Yooka-Laylee есть механика трансформации дуэта во что-нибудь неординарное для поиска тайников. На зимнем уровне вы станете... снегоочистителем.
В Yooka-Laylee чрезвычайно удобная раскладка - движений и трюков множество, но запоминаются они быстро. С контроллером Xbox 360, по субъективным ощущениям, играть поприятнее, чем с DualShock 4. Резкой критике со стороны СМИ подверглась работа камеры: кто-то не дождался патча первого дня, кто-то, подозреваю, не слишком-то хорошо дружил с акробатическими аркадами - всё-таки двадцать лет минуло с релиза Super Mario 64 и Banjo-Kazooie. Как по мне - управление и камеру ругают на пустом месте.Придиркам подверглись также простые "боссы" (ну бросьте! Перед нами ведь платформер), озвучивание героев односложными звуками (чего же вы ждали от преемницы Banjo-Kazooie?) и отсутствие карты. Последнее - из разряда жалоб на PaRappa the Rapper Remastered, перекочевавшую на PS4 без геймплейных правок и воспринятую современными игроками чересчур хардкорной.
С чудо-юдинами Юка и Лэйли не церемонятся - просто рубят сплеча... то есть "схвоста".
Едва ли не самые громкие споры вызвала производительность игры, что странно - работает-то она безупречно. Мне удалось оценить версии для PC и PS4 - консольный порт, к примеру, не "провисает", когда на экране много источников огня. Освещение и дальность прорисовки, несмотря на просторы и сложность геометрии миров, - на отлично, к текстурам тоже претензий нет. В общем-то, это и понятно - технически игры Rare всегда были безукоризненны.
Впечатления от компьютерной и консольных версий суммировала команда Digital Foundry ("железный" отдел Eurogamer), подтвердив очевидное, - лучшей оказалась PC-версия, которой лично занималась Playtonic Games, возложив портирование на плечи Team17 Digital. На PC, при наличии хорошего процессора и GTX 980 Ti, вы вольны довести разрешение до 1440p (с 60 fps) или сразу рвануть на 4K. Справедливости ради - меню настроек в Yooka-Laylee спартанское: к примеру, нельзя заблокировать кадровую частоту на 30 fps. Версии для PS4 и Xbox One "пашут" в 1080p/30 fps - обилие объектов на экране и дотошная детализация никак не влияют на скорость обновления. Консольным портам не хватает разве что качественного сглаживания - это их единственный технический минус. Попенять Playtonic Games и Team17 Digital стоит ещё и за то, что не внедрили поддержку PS4 Pro, - обладателям "промежуточной" платформы Sony придётся полагаться на Boost Mode, принудительно "раскочегаривающий" CPU и GPU. Короче, разработчики вполне совладали с Unity и с честью избежали багов, добившись впечатляющей картинки.
Против пропастей Юка бессилен - выручай, Лэйли!
***
Yooka-Laylee - оправданная спекуляция на ностальгии. Экс-работники Rare преуспели на главных фронтах - касается и визуального облика, и геймплея, и сценария. Что до самой Rare, то это по-прежнему внушительная студия со штатом более чем из ста сотрудников - сейчас её главные силы брошены на мультиплеерную пиратскую "песочницу" Sea of Thieves (превью), которая должна дебютировать на PC и Xbox One до конца года. Интересно, "выстрелит" или нет? В любом случае Rare и её наследие хоронить ещё рано - и Yooka-Laylee живое тому подтверждение.Плюсы: отлаженное управление; красивая графика и отличная оптимизация; яркий образчик британского гейм-дизайна и британского же юмора; "собирательство" отнюдь не утомляет - всегда можно переключиться на новые задачи, благо выбор огромен (вдобавок к основным механикам не забывайте про трансформации и "перки"!).
Минусы: свежие идеи есть, но их маловато, чтобы говорить о полноценной модернизации жанра; разочаровывающая физика разрушаемых объектов; однообразные по большей части противники.