Теперь разработчики студии снова взялись за "кроличью" тему - уже с подачи независимого девелопера Мэтта Кемпке (Matt Kempke). Независимого до тех пор, пока Daedalic не заинтересовалась задумкой The Night of the Rabbit, которую нам довелось не только "пощупать" руками, глазами и мозгами, но и обсудить с главным идеологом, вдохновителем, сценаристом и геймдизайнером во время его предрелизного визита в Киев.
Похоже, Джерри не любит свой город. Да и за что его любить-то, по совести говоря?
Во всем виноват Льюис Кэрролл. Это он ввел моду на странных кроликов, открывающих героям дорогу в мир чудесной шизофрении. Только если юная Алиса полезла в кроличью нору, не подозревая, что там найдет, то Джерри Фундук - главный герой The Night of the Rabbit - с юных лет четко знал, чего он хочет. В смысле с еще более юных, чем на момент старта истории. Ведь этому смышленому пареньку в цилиндре всего-то двенадцать лет, что уже само по себе достаточно смело для проекта, рассчитанного не только на детей.
Но вернемся к нашим баранам, которые кролики. Джерри мечтает стать магом. Каждую ночь он засыпает с этой мыслью и в один прекрасный день получает волшебное письмо
И друг приходит - белый, ушастый, с красными глазами и во фраке. Антропоморфный кролик представляется маркизом де Хото, утверждает, что он - древоход, умеющий переходить сквозь порталы между мирами, и предлагает нашему герою пойти к нему в ученики, чтобы стать настоящим волшебником. Джерри, естественно, соглашается и попадает в удивительный городок под названием Мышелесье.
Здесь, на самом деле, живут не только мыши, но и белки, и крот, и зайцы - в общем, полный набор грызунов, слегка приправленный совами и лягушками. Говорящие зверушки озабочены всякими незначительными делами - то посылку белочке из бутика не доставили вовремя, то популярный напиток "синий сок" во всем поселении закончился. Юный ученик чародея выполняет мелкие поручения и постепенно понимает, что он ничего не понимает. Кто такой таинственный Зарофф, который вот-вот должен приехать в Мышелесье? Почему то тут, то там появляются огромные наглые вороны, которых местные обитатели побаиваются? И вообще, это только так кажется, или милые жители волшебного края о чем-то постоянно умалчивают?
"Совпадение сюжетной вводной с началом сказки Кэрролла - не совпадение, на самом деле, - говорит Мэтт, - но если встреча Алисы с кроликом - случайность, то в The Night of the Rabbit все происходит наоборот: у кролика изначально был план. Обратите внимание на то, как он наблюдает за мальчиком через окно в самом начале игры. Это выглядит жутковато. Зачем маркиз де Хото следит за ребенком?"
Свечи, пентаграммы, кровь младенцев - это все ерунда. Настоящий маг сумеет сотворить ритуал даже из консервной банки.
Мэтт не скрывает, что в The Night of the Rabbit главная ценность - сюжет. И действительно - милая, детская, очаровательно наивная поначалу, эта история по мере развития приобретает черты нуара и мистики, становится мрачной и драматичной - в разумных рамках, конечно.
Вообще, нас мог бы насторожить уже пролог. Еще до появления Джерри на сцене мы видим странное существо в шаманской маске и какого-то несчастного, растерянного кролика посреди туманного болота. Замаскированный некто только напускает туману еще больше - вещает о каких-то "началах" и "концах", а потом отправляет своего белого гостя прямиком к старту основного повествования.
The Night of the Rabbit кажется еще более "олдскульной", чем другие игры Daedalic. Если к нарочито двухмерному пейзажу мы привыкли, то анимация в духе LucasArts и две-три позы на персонажа максимум выглядят удивительно для современного игростроя. Зная возможности студии, рискнем предположить, что этот "минимализм" - не недостаток, а концепция. Во-первых, Кемпке сам говорит, что LucasArts для него - идеал адвенчурной разработки. Во-вторых, каждая локация, каждый экран в достаточно объемном Мышелесье прорисованы так подробно и любовно, что было бы странно заподозрить команду, создавшую подобные ландшафты и интерьеры, в неумении работать с мимикой персонажей.
Забавно, что ощущение игры из "золотого века" адвенчур сочетается с очень демократичным интерфейсом и геймплеем. Речь идет о привычном point-and-click, но вместо знакомой "монетки" с несколькими возможными действиями нам предлагают курсор-листик и работу со всеми объектами при помощи одной только левой кнопки мыши. Проще говоря, любое действие в The Night of the Rabbit осуществляется в один клик.
В Мышелесье все совсем так же, как в человеческих маленьких городах. Центр состоит из ратуши, кафе и пары зевак.
Сокровища, собранные на просторах иных миров, Джерри хранит в непривычно круглом инвентаре. Для разработчиков было важно уместить все предметы на один экран, так что нам не нужно ничего пролистывать, чтобы найти какую-нибудь мерцающую улитку, подобранную с гигантской свеклы некоторое время тому назад.
Найти-то нашли, ладно. А вот что с ней дальше делать? Ответ обычно не приходится искать слишком долго - в местных задачках всегда есть логика. Порой - весьма изощренная, как в случае с той же улиткой: как можно догадаться, что это маленькое существо станет орудием для проникновения со "взломом" в дом, где нас не очень ждут? Однако стоит чуть пораскинуть мозгами, и мы начинаем понимать, что от нас нужно. При этом решения очень многих заданий в лучших традициях Daedalic требуют от нас не просто комбинирования предметов, но вдумчивого общения с персонажами. Дело не только в "вещах, штуках и хламе", как говорит о своих товарах Господин Церковная Мышь.
Вот мы и подошли к самому приятному - к беседе о персонажах. Их здесь много. Участок игрового мира, доступный нашему герою на каждом этапе продвижения по сюжету, отличается нехилыми размерами - так, буквально сразу после попадания в Мышелесье мы можем передвигаться почти по всему городу. И в каждой локации, на каждом экране находятся один-два, а иногда и три NPC.
Достаточно посмотреть на мир сквозь монетку, чтобы повсюду появились разноцветные огоньки.
The Night of the Rabbit производит очень приятное впечатление. Этим игра кардинально отличается от Deponia, Edna & Harvey и даже от The Dark Eye. Помните мечтателей-неудачников, противостоящих окружающему миру? До сих пор именно этот мотив постоянно выдвигался на первое место в работах Daedalic.
Здесь такого противостояния нет. Герою не приходится зубами выгрызать себе место под солнцем среди ограниченных и злобных обывателей. Жители Мышелесья - милые, добрые, по-настоящему сказочные существа. Может быть, в этом проекте нет того фейерверка юмора, к которому мы привыкли в адвенчурах Daedalic, зато здесь, без сомнения, прижилась атмосфера сказки.
Нельзя сказать, что The Night of the Rabbit обделена шутками совсем. Юмор есть, но он здесь другой - не такой, как в Deponia. Более сдержанный, пожалуй. На столбе с объявлениями, например, висит листок с надписью "мой сосед жалуется на шум по ночам. Пожалуйста, шумите еще громче, так ему и надо!". И подпись - "Анонимышь".
Вот таких острот тут много - построенных на игре слов или на отсылках к другим развлекательным проектам. Скажем, когда Джерри помогает лягушонку Платону с почтой, ему приходится принести одному из персонажей письмо от некоего М. Калаверы. Те, кто играл в Grim Fandango, понимающе улыбнутся.
Мэтт продолжает рассказывать: "Кроме отсылок к другим играм Daedalic и не только мы спрятали в игре бонусный контент. Так, Джерри может находить игральные карты, на которых изображены заклинания или персонажи, играющие важную роль во всей этой истории. Есть еще капли некоей магической эссенции; если вы соберете их все, это даст вам доступ к одному очень важному повороту сюжета гораздо раньше, чем положено "по расписанию". Кроме того, вы сможете найти восемь аудиорассказов и узнать из них чуть больше о местности, в которой находитесь".
Из таких тыкв легко делать карету. Можно даже фею-крестную не беспокоить - достаточно вырезать у тыквы середину и прикрутить к ней колеса.
И все-таки монетка
Так что же, The Night of the Rabbit - просто еще один добротный квест от признанных разработчиков? И да, и нет. Потому что здесь спрятано чуть больше интересного, чем в среднестатистической хорошей адвенчуре. Не самые значительные на первый взгляд, но изящные мелочи вроде смены дня и ночи придают проекту особое очарование. Ведь ночью все совсем не так, как днем, - и задачи другие, и разговоры. Подсветка активных объектов, обычно вынесенная за рамки игровой условности, здесь органично вписана в повествование - в какой-то момент Джерри обнаруживает, что его счастливая монетка с отверстием посередине становится чем-то вроде волшебного монокля, позволяющего увидеть не только предметы, с которыми можно взаимодействовать, но и визитеров из иного измерения - призраков или лепреконов.
Наконец, адвенчура, посвященная магии, не может обойтись без заклинаний! Чары, которым Джерри учится по ходу прохождения, очень необычны и открывают перед мальчиком массу новых возможностей. Например, многочисленные статуи, изображающие разных животных, поначалу кажутся обычными каменными изваяниями, но стоит научиться кое-какому магическому фокусу - и мы начинаем видеть их совершенно в ином свете.
Мы спросили, имеет ли имя Джерри какое-то отношение к мышонку из мультфильмов о Томе и Джерри. Вот что ответил Мэтт: "Это совпадение. Просто есть имена, которые звучат круто. Джек, например. "Джек" звучит круто. Том - человек, который знает, что делает. А Джерри - милый и наивный. Пожалуй, самое важное в этом имени - то, что Джерри-ребенок может стать взрослым по имени Джеремайя (Jeremiah). У него большой потенциал".
Кстати, музыка в The Night of the Rabbit - прекрасна. Рискнем утверждать, что существенная доля атмосферы - заслуга композитора, которому удалось создать по-настоящему волшебный саундтрек.Сезон зеленых субмарин. Желтые будут осенью.
***
The Night of the Rabbit - это вдохновенное погружение в сказочный мир под чудесную музыку. Это необычная история, которая дарит нам возможность снова прикоснуться к детству. Понятно, что игра несколько менее универсальна с точки зрения аудитории, чем блестящая Deponia. Мы допускаем, что ряд игроков скажет: "Да что это за утренник - мыши какие-то, белки, ребенок в главной роли!"Но ведь на самом деле речь идет совсем не о мышах и не о белках. Тем, кто это понимает, посоветуем не упускать шанс найти своего Белого Кролика, способного провести сквозь портал к ответам на, быть может, самые важные вопросы. Или просто к приключению, которое того стоит.
Плюсы: живой игровой мир; атмосфера сказки; интересный сюжет; забавные персонажи; многомерность; обилие секретов и бонусов; простой интерфейс; волшебная музыка.
Минусы: повторение диалогов без изменений.