Понятно, что в такой ситуации выход новой игры в этом жанре - настоящий праздник для немногочисленных фанатов. Совсем недавно такой праздник устроили разработчики из Graviteam, выпустив Steel Armor: Blaze of War.
Оперативная фаза. Моим разбросанным по всему фронту войскам будет нелегко справиться с превосходящими силами противника.
Это не первый танковый симулятор от команды украинских разработчиков. Ранее они выпустили "Т-72 Балканы в огне" и "Стальную ярость". Потом был отличный варгейм Achtung Panzer с не менее замечательным дополнением Operation Star, от которых SABoW в наследство достался игровой движок, поэтому вряд ли "Оскал войны" можно назвать чистым танкосимом. Это скорее смесь тактики и симулятора, поэтому тем, кто незнаком с предыдущими играми Graviteam, будет довольно тяжело разобраться что к чему. Новичкам лучше всего заранее проштудировать совсем немаленький мануал и настроиться на весьма "хардкорный" игровой процесс.
Отдельных "благодарностей" заслуживает "Новый диск", издатель Steel Armor. Несмотря на то что танкосимы ориентированы на очень узкую аудиторию и поэтому продаются, мягко говоря, не очень, рекламы игры не было вовсе. Хотя ничего не мешало, к примеру, пропиарить симулятор среди огромного сообщества игроков WoT.
Даже если потенциальный покупатель каким-то образом узнает об игре, у него появится серьезная проблема. Цифровой версии нет, обнаружить диск в магазине - большая удача. Остается "нелегкий" выбор между покупкой английской версии на малоизвестном среди отечественных игроков сайте и торрент-трекером, который давно в закладках. Понятно, что выберет большинство.
Судя по всему, хорошие продажи "Стального удара" не в приоритетах издателя.
Просто "покататься и пострелять" не получится. Даже режим "Быстрого боя", который, собственно, для этого и создан, поначалу напрягает обилием настроек и количеством времени, которое необходимо потратить для того, чтобы наконец сгореть от неведомо откуда стреляющего врага. В основном игровом режиме, "Операции", все еще интереснее. Каждая кампания разделена на две фазы - тактическую и оперативную. Оперативная фаза - эдакий пошаговый варгейм с передвижением фишек-взводов на игровой карте. Тут есть время подумать, каким образом будем бить противника, как сгруппировать силы, где провести разведку... И только когда вражеские войска столкнутся с подчиненным игроку подразделением, можно будет убрать генеральскую карту в планшет и самому забраться в боевую машину.Даже если потенциальный покупатель каким-то образом узнает об игре, у него появится серьезная проблема. Цифровой версии нет, обнаружить диск в магазине - большая удача. Остается "нелегкий" выбор между покупкой английской версии на малоизвестном среди отечественных игроков сайте и торрент-трекером, который давно в закладках. Понятно, что выберет большинство.
Судя по всему, хорошие продажи "Стального удара" не в приоритетах издателя.
Командир и наводчик убиты; если повезет, то водитель сумеет вывести танк из-под огня. Хорошо, что в любой момент можно переключиться на другую машину взвода, - иначе многие бои заканчивались бы после первого попадания.
Бои местного значения
Выглядит немного странным выбор времени и места действия игры. Это не Вторая мировая, успевшая, если честно, многим надоесть, не ближайшее будущее с какой-нибудь вымышленной войной между США и Россией или Китаем и не современные конфликты на Ближнем Востоке. В "Стальном ударе" все куда прозаичнее. Действие всех трех кампаний происходит в 80-х годах прошлого века. Операция в Афганистане, где игрок командует советским танковым взводом, больше напоминает тренировочный режим - у противника только пехота. А вот в Анголе и Иране уже настоящие битвы с применением всех родов войск, в том числе и авиации.
Ирано-Иракская война и гражданская война в Анголе малоизвестны отечественному игроку - если он не военный историк, конечно. Кажется, какая, в сущности, разница, где и с кем воевать, - не ради сюжета же в танковый симулятор играют? Все верно, но из выбора места действия игры вытекает один существенный минус Steel Armor. Дело именно в месте, а точнее - в местности. Почти всегда придется воевать на ровной как стол поверхности - ни тебе каких-либо значимых высот, ни лесов, строений тоже минимум. Да, все достоверно: сложно ждать от иранских или ангольских полупустынь чего-то другого; но играть из-за этого не столь интересно - хочется все же более пересеченной местности.
Вид на внутренности М60 с места заряжающего. По сравнению с Т-62 американский танк выглядит ультрасовременно, что, впрочем, никак не гарантирует превосходства в бою.
Броня крепка
Доступных для игрока машин всего две - Т-62 советского производства и американский М60А1. Столь малое количество управляемых моделей компенсируется их качеством. Реалистичные приборы наблюдения, анимация работы экипажа, отображение повреждений - все это выглядит отлично, хотя на виртуальных танкистов явно пожалели полигонов. Воюют эти два танка совершенно по-разному, как и было в реальности. У М60 есть дальномер, который автоматически определяет расстояние до цели, а экипажу Т-62 приходится высчитывать дистанцию по старинке - с помощью делений на прицеле. Зато у отечественной машины есть стабилизатор орудия, поэтому если уж обнаружили врага, то вряд ли потеряете его из виду.
Играть интересно на обоих танках. И что удивительно, не так уж и сложен этот симулятор, как кажется на первый взгляд. Почитать документацию, изучить прицелы (без этого никуда) - и вперед; а остальному можно научиться уже во время боя. И пусть придется часто погибать или отступать - подобные игры увлекательны даже тогда, когда победа достается противнику.
После боя. Видно, что в танк прилетело два ракеты из ПТУРа, которые сломали стабилизатор пушки, повредили боеукладку и убили командира и наводчика.
Очень не хватает сетевой игры, хотя бы кооперативного прохождения экипажем одного танка. Но пока разработчики намекают, что мультиплеер если и появится, то очень и очень нескоро. В наличии и другие недостатки - не самое удачное звуковое сопровождение; графика, которую вряд ли назовешь современной; частые вылеты и порой странная физика... Но глупо желать от столь небольшой студии всего и сразу. Со временем, если интерес к SABoW не утихнет, разработчики отшлифуют игру до идеального состояния, я уверен. А уж доводить дело до конца они умеют - достаточно сравнить Achtung Panzer сегодня и в момент релиза.
В этом ночном бою случились небоевые потери - утонувший танк пришлось бросить.
***
У Graviteam получился отличный симулятор, который будет интересен и тем, кто интересуется военной техникой и историей, и тем самым "хардкорным симуляторщикам", которые нос воротят от World of Tanks. Новичкам же лучше для начала познакомиться с Achtung Panzer - все-таки с ходу разобраться в SABoW, который и симулятор, и тактика одновременно, будет непросто.Плюсы: подробная проработка техники; реализм; каждый бой не похож на другие.
Минусы: баги; убогая озвучка; нет сетевой игры; дизайн интерфейса родом из 90-х.