В последнее время дела у финской студии Frozenbyte идут неважно. Аудитория с любовью относилась к первым двум Trine, однако при создании третьей разработчики не смогли понять, что именно так привлекало игроков. Они зачем-то добавили лишнюю трёхмерность, сделали приключение чрезвычайно коротким и допустили много ошибок, исправить которые уже не было возможности. Всё это привело к плохим продажам, а это, в свою очередь, - к релизу склеенной наспех Shadwen.

Через пару секунд стражник развернётся и уйдёт. Никого ведь не видно!
О том, что новую игру Frozenbyte создавала в жуткой спешке, говорили не раз сами разработчики. Потому и с момента анонса до выхода финальной версии прошло меньше полугода. Точно неизвестно, насколько плохое у студии финансовое положение, но появление Shadwen в её нынешнем виде указывает на отчаяние и стремление выжить на рынке. Хотя авторы довольны результатом, называют игру "настоящим стелсом" и словно не видят в ней никаких недостатков.
На деле же Shadwen представляет собой скучнейший стелс-экшен, которому не помешало бы выйти для начала в "Раннем доступе" Steam и повариться там около года. Но создатели решили предложить аудитории сырую версию, проходить которую - сущая пытка. Хотя интересные идеи в игре всё же есть, они незаметны под грудой бросающихся в глаза минусов.
Игра рассказывает о Шодвен - девушке, нанятой для убийства короля. По пути к замку героиня замечает девочку Лили, которую стражник вот-вот арестует за кражу упавшего с дерева яблока. Ребёнка надо защитить и спасти, но как? И тут появляется первый моральный выбор: зарезать выполняющего свою работу человека на глазах у девочки либо каким-то образом отвлечь охранника, дабы не травмировать детскую психику? И принимать такие решения придётся на каждом шагу.
Не будем пытаться понять сюжетную линию Shadwen - история теряет всякий смысл, когда из-за настойчивости девочки наёмная убийца берёт с собой свидетеля, вместо того чтобы отказать и отправиться по своим делам. Придётся мириться с абсурдностью происходящего и таскать ребёнка за собой, расчищая путь и бегая от одной точки к другой на протяжении почти двух десятков уровней. Концовка будет зависеть от того, сколько человек Шодвен зарезала в присутствии Лили, - игра допускает убийство нескольких стражников, но, если их число будет велико, финал изменится.

Иногда игра выглядит красиво, но на этом её достоинства заканчиваются.
Практически каждую миссию можно пройти без убийств, но для этого придётся сильно постараться. Сидеть в кустах, двигать бочки и ящики, шуметь и выманивать врагов, чтобы девочка пробежала вперёд. Проблема в том, что игра никак за это не награждает: единственное, что меняется, - диалоги во время загрузки следующей главы. Ни бонусов, ни очков, ни проработанной системы кармы, которая хоть как-то влияла бы на происходящее, - здесь ничего нет. Так зачем стараться? Диалоги, кстати, тоже странные: если зарезавшая всех Шодвен на следующей локации никого не убьёт, Лили словно забудет о произошедшем ранее и не будет вспоминать обо всех этих зверствах.
Отсутствие мотивацииСтелс здесь примитивен настолько, насколько это возможно в плохих инди-играх. По большому счёту, кроме пряток в кустах и за ящиками, Shadwen предложить нечего. Враги быстро реагируют на услышанные ими шаги, ходят из стороны в сторону и моментально поднимают тревогу, увидев главную героиню. Геймплей не получает никакого развития, так как все противники выглядят одинаково и постоянно носят с собой одни и те же арбалеты и мечи. Можно ради веселья притянуть к себе стоящие друг на друге ящики, чтобы они свалились на голову ничего не подозревающего стражника, но даже это никаких эмоций не подарит.
Арсенал героини поначалу также скуден. Она носит с собой кинжал, убивать которым способна исключительно со спины или сверху, и умеет цепляться верёвкой за деревянные балки - разработчики, говоря об этой возможности, вспоминают Зою из Trine. Однако ничего общего с ней у Шодвен нет - если у Зои была грация и элегантность, то этот персонаж неуклюже двигается, неудобно управляется, а иногда и вовсе крутится вокруг верёвки волчком из-за никудышной физики. Со временем девушка учится создавать ловушки и прочие приспособления, делающие прохождение чуточку проще. Но до этого момента вряд ли кто-то дойдёт.

Груду ящиков так и хочется уронить на голову стражника.
Зато здесь можно отматывать время, если что-то пошло не так, причём вернуться позволяют даже в самое начало миссии. Когда охранник замечает Шодвен (либо находит не спрятанный вовремя труп своего сослуживца) и поднимает тревогу, игра останавливается и предлагает вернуться на несколько секунд назад, чтобы не допустить провала. Хотя такая функция весьма удобна и избавляет от многочисленных экранов загрузки, она идёт вразрез с основами стелс-экшена. Игрок понимает, что ошибка не приведёт ни к какому наказанию или штрафу, а потому может пробовать различные варианты и рано или поздно добиваться успеха. Здесь не чувствуешь напряжения от того, что тебя вот-вот заметят или что твой план оказался неудачным, - достаточно просто отмотать время и за пару секунд вернуться в прежнее положение.
Да и сами враги в Shadwen настолько глупы, что с ними нет никакого удовольствия возиться. Услышав шум в кустах, они не полезут проверять, кто там сидит, - видимо, правила позволяют им лишь тереться коленями о листву и с недовольным видом уходить на пост. И от уровня сложности их интеллект не зависит. Разница заключается лишь в интерфейсе и подсказках - в стандартном режиме стражники подсвечиваются, когда встревожены, а на "харде" такой опции нет. Но возможность отмотать время делает любую локацию более-менее лёгкой.

Силуэт девочки виден отовсюду - это поможет её найти, если бедняжка застряла.
***
К сожалению, Frozenbyte поспешила с релизом Shadwen, и вместо хорошей игры мы получили скучное приключение, почти все составляющие которого сделаны плохо. Чем после этого займутся создатели Trine, никто не знает, но выпускать нечто подобное в дальнейшем - значит ставить крест на своей репутации, и так подмоченной после Trine 3.Плюсы: симпатичный визуальный стиль.
Минусы: скучный стелс, испорченный неуместными элементами; глупый искусственный интеллект; однообразные локации; идиотская завязка; одинаковые противники.