Многие пользовательские сценарии выходят по частям, и вы можете пожертвовать авторам денег на продолжение, а также подписаться на обновления.
Понятно, чего все мы опасались: того, что Neverwinter превратится в обычную и до зевоты банальную ММО, только в известном сеттинге и с гордой припиской "по правилам четвертой редакции D&D" в пресс-релизе. Естественно, мало кто ожидал, что издатель будет настолько глуп и сделает из Neverwinter те же Perfect World или Lineage 2 - с бесконечным "гриндом", "няшными" героями, полетами под облаками на крылышках и виртуальными свадьбами. Но и перспектива получить улучшенную версию Dungeons & Dragons Online тоже как-то не особо радовала. Все это мы уже видели. Самое интересное, что опасения на счет обычной MMORPG одновременно и оправдались, и нет.
В целом это действительно классическая онлайновая ролевка, которую, как кажется поначалу, от остальных отличает лишь наличие фирменной для D&D и хорошо знакомой многим ролевой системы. При генерации персонажа нам предлагают привычные расы (среди прочих в наличии старые знакомые тифлинги, полуорки и полуэльфы) и не менее известные по четвертой редакции классы - тут и guardian fighter, и devoted clerik, и control wizard, и другие.
Все они, понятно, отличаются умениями и стартовыми характеристиками, причем, как и в настольной игре, вы можете перебрасывать кубик, чтобы получить другой результат. На месте даже уникальные классовые "фиты", дающие разные пассивные бонусы и позволяющие тонко настраивать персонажа.
Соответственно, каждый класс проповедует уникальный стиль боя. Так, клерик ставит на массовые заклинания, которые не только калечат врагов, но и лечат его и союзников, вор может тихо подкрадываться к врагам, а guardian fighter обожает ставить на противников метки, чтобы получать бонусы в сражении с ними.
Новые свойства экипировке и напарникам придают специальные руны, которые тоже можно "прокачивать".
Впрочем, две части Neverwinter Nights приучили нас к тому, что здесь есть не только сражения, "боссы" и подземелья, но и ветвистые диалоги, моральный выбор, разговоры с напарниками на повышенных тонах. Так вот, всего этого в официальной сюжетной кампании нет. Вы можете выбрать место рождения и особенности биографии вашего героя, но, в отличие, например, от Dragon Age, это тут ни на что не влияет, о чем разработчики, надо отдать им должное, честно предупреждают - все герои начинают игру в одном месте и с одними и теми же квестами. Не влияют на прохождение сценария и все классовые, расовые особенности. Напарники есть, но с ними болтать нельзя: компаньоны помогают в бою и дают вам различные бонусы к характеристикам и навыкам.
Все просто - город Невервинтер в опасности и в осаде, да еще и королевскую корону кто-то украл. Нас, естественно, призывают помочь, найти, спасти и всех убить. Поначалу кампания привлекает хорошо поставленными роликами, озвученными диалогами и даже какими-то нетривиальными заданиями, когда нас просят провести расследование и выйти на след похитителей.
Но достаточно быстро все нивелируется до механической раздачи десятков одноклеточных квестов в духе "пойди, узнай, в чем дело, убей 10 орков и собери 5 их скальпов. А потом убей еще 15 более мощных орков. И обязательно найди и обезвредь их толстокожего лидера". И так по кругу. Иногда, конечно, случаются чуть более интересные ситуации, когда мы, например, выступаем в роли местного экзорциста и сопровождаем охваченную бесами женщину в больницу, периодически давая ей лекарство. Но суть и там не меняется: сражаться, сражаться и еще раз сражаться.
Все это тем более обидно, что авторы Star Wars: The Old Republic уже доказали, что в рамках MMORPG вполне реально сделать нелинейный сюжет с разными для каждого класса стартовыми локациями и заданиями, моральным выбором, влиянием разговорных навыков и прочих особенностей персонажа на содержание и результаты квестов. Вот там и красивые ролики, и озвучка каждого диалога были оправданы. А зачем озвучивать обучающие сообщения или длинные монологи, объясняющие, почему и зачем вам надо отправиться в очередной проблемный район, доложиться очередному капитану и убить 20 очередных орков?
PvP в игре пока находится в рудиментарном состоянии, но весной-летом ожидается новый контентный патч, целиком посвященный сражениям между игроками.
Прямо в игре вы можете подойти к стене объявлений, предлагающих работу, или к специальному персонажу и посмотреть список доступных пользовательских сценариев. А их, простите за выражение, выше крыши. И среди этого изобилия попадается множество очень интересных и куда более увлекательных, чем официальная кампания, приключений. Есть и моральный выбор, и сложные, интересные диалоги, и пазлы. А также скандалы, интриги и расследования. Так, в одном сценарии нам предстоит расследовать странные убийства в Невервинтере, попутно влезая в разборки между власть имущими. В другом - играть за ниндзя, пытающегося предотвратить ядерную войну.
Все модули снабжены подробным описанием, отзывами и рейтингом. И вы можете выбрать, ввязаться в опасное приключение, ориентированное на совместное прохождение, или предпочесть сценарий для одного игрока с кучей диалогов и необходимостью делать выбор, влияющий на историю. Наскучил основной сюжет? Пожалуйста, проходите созданные другими игроками кампании, "качайтесь", получайте удовольствие, оставаясь при этом в рамках огромного живого мира, где всегда можно с кем-то пообщаться или попросить у кого-то помощи. Таким образом авторы не на словах, а на деле реализовали игру, одинаково интересную и в "сингле", и в совместных приключениях.
Красиво и удобно
Да-да, даже без пользовательского контента Neverwinter затягивает. Во-первых, тут все очень красиво и атмосферно. Разработчики грамотно выдерживают общий мрачноватый стиль оригинала и в то же время рисуют действительно эпические, разнообразные, полные деталей и величественной архитектуры локации. Самый яркий пример - это, конечно, столица, титульный город Невервинтер, в котором легко затеряться. Тихие улочки и шумные площади, таверны, подворотни и дворцы - здесь есть все.
Гильдии в Neverwinter пока выполняют те же функции, что и в World of Warcraft первые лет 6-7 ее существования: дают общее имя и чат.
Наконец, многие стандартные для любой MMORPG элементы - "крафтинг", профессии, аукционы, события и "рейды" - реализованы очень качественно, под девизом "все для игрока, все для его удобства". Так, здесь разрешают нанимать работников и отправлять их на разные задания, чтобы они приносили всякие полезные ингредиенты для "крафта", развивали для вас ремесла и так далее. Кроме того, вам всегда любезно сообщают, когда начнется очередной PvE-"рейд", сражения c другими игроками на арене или акция, в течение которой выдают особые награды за поход в подземелье или удваивается опыт за выполнение пользовательских и ежедневных квестов.
Каждому свое
К слову, о PvP. Оно в Neverwinter тоже весьма удобное и ненавязчивое. Тут нет массовой охоты на новичков, дуэлей и набивших уже оскомину войн за территории. Хотите помериться силами с себе подобными? Пожалуйста, наберите нужный уровень, дождитесь специального "ивента" и идите на отдельные арены, где игроки воюют друг с другом в "Доминировании", захватывая и удерживая три точки. Есть еще интересный режим, где две команды сначала выполняют квесты на скорость, сражаясь с монстрами, потом сходятся не на жизнь, а на смерть друг с другом и, наконец, в финале выполняют два разных "инстанса": один - для победителей, другой - для проигравших.
Важно и то, что всю игру реально пройти, не вложив ни копейки собственных денег. Как и в любой современной условно-бесплатной MMO, тут можно покупать за свои кровные специальную валюту, чтобы тратить ее на особенно мощных скакунов, напарников, уникальное оружие или ключи, позволяющие открывать сундуки с разнообразным добром. Но никто не заставляет делать этого и никто не напоминает каждые пять минут: "Хотите расширить инвентарь - заплатите нам!"
Выход обновления "Шэдоумантл" окончательно синхронизирует контент между российской и европейской версиями игры.
***
Dungeons & Dragons, пользовательский контент, Perfect World и MMORPG - еще недавно казалось, что все это абсолютно несовместимые понятия. Но Neverwinter доказала обратное. Конечно, для многих поклонников Forgotten Realms все это остается ересью и богохульством, но если поверить прогнозам, что будущее принадлежит именно играм, органично сочетающим "сингл" и онлайн, то творение Cryptic Studios шагает в него семимильными шагами.Плюсы: симпатичная картинка; глубокая ролевая система; встроенный пользовательский контент; все очень удобно; ненавязчивый "донат".
Минусы: линейная и банальная сюжетная кампания.