Так уж вышло, что третья и четвертая Gran Turismo прошли мимо меня. Поэтому долгих экскурсов в историю и сравнений не будет. Да и какой смысл - со времен предшественниц сама платформа поменялась. Более того, она даже успела обзавестись новой инкарнацией, Slim, и жестким диском в 320 Гб. Неизменным остался только стержень. Правда, выглядит он весьма просто - сотни машин многих марок на временном отрезке более чем в 70 лет. Обычная идея, в принципе: напихать тучу автомобилей, записать к ним реальные звуки двигателей (особенность серии), обозвать реалистичным симулятором - и в путь. Хотя о реалистичности раньше если перешептывались, то нынче брызжут ядовитой слюной - мол, халтура, транспорт не бьется, удар на скорости 300 км/ч чреват лишь саркастической полуулыбкой. Почему так? Уж не оттого ли, что новых авто в игре всего пара сотен, а остальные - перетянуты из прошлых частей? Версия о несостоятельных разработчиках, которые не смогли сделать модель повреждений для более чем тысячи машин... хотя бы звучит. Начнем с этого возмутительного факта. Тачки в Gran Turismo 5 не бьются. Даже в сетевом режиме, где повреждения включены, особенно впечатляющих сцен не получается.
Хотя если отбросить размазывания запчастей по стенам и углам, игра не так уж и плоха - картинка великолепна. Что на фиговом мониторе с матрицей TN, что на плоской панели с сочной японской S-PVA. Особенно удались горные пейзажи. Заснеженные вершины так и лезут в кадр - авторы точно знают, что горы притягивают внимание. Трассы - вообще гордость Gran Turismo. С годами они мало меняются, только внешне становятся технологичнее - волны ностальгии накатывают регулярно. Автодром Монца мы видели уже в добром десятке игр. Японский круг под покровом ночи был, если память не изменяет, одной из первых гонок в самой старой Gran Turismo еще на PlayStation 1. Почти в каждом кадре - частичка памяти, но с поправкой на современность. Сразу влюбляюсь в идеальный асфальт - аллилуйя, технический прогресс! Мимо проносятся леса Нюрбургринга, впереди слепой поворот "Карусель", как советовал Хуан Мануэль Фанхио, целимся в самое высокое дерево, сбрасываем газ, понижаем передачу, мгновение почти полной тишины... газ в пол, вторая, третья, четвертая... Хватает лишь щепотки воображения, чтобы дополнить картину. Рев турбированного V10 под капотом и шелест спортивной резины игра предоставляет сама.
Acura DN-X Concept. Впервые в жизни вижу такую.
Зато сядете за кучу других рулей - нет никаких рамок. В Gran Turismo 5 нет сюжета. Наш герой - просто гонщик. Он получает уровни, копит деньги, но все это нужно для того, чтобы покупать машины, улучшать их и прожигать раскаленной резиной борозды в ровном покрытии треков. Соревнования часто имеют критерии. Где-то в чести только американские большемоторные монстры, в другие не пускают молодых с девизом "Классика бессмертна!", в третьих выжимают все из шедевральных японских двигателей девяностых годов... Традиционно, как и в прошлых частях, Gran Turismo вынуждает пополнять гараж, как обойму, чтобы игрок мог в любой момент выстрелить ревущим мотором. Правда, с выбором снаряда были проблемки... до последнего времени.
Недавний патч 1.05 стал манной небесной. Несколько соревнований с общим призом в миллионы денег - и финансовые проблемы ушли в прошлое. Покупай, улучшай, пробуй - обширный автопарк к твоим услугам. Накатал достаточно и стал уверенным в себе - вперед, в сетевой режим, где сотни и тысячи любителей готовы сразиться на лучших коняшках из своего гаража. Ведь они в Gran Turismo 5 - как медали на груди. Многие - редкие, иные - уникальны. Их даже просто показывать приятно. Тут еще раз поднимается вопрос о красоте. Пускай в чем-то другие проекты посимпатичнее и потехнологичнее (DiRT 2, к примеру), но что касается четырехколесных друзей... По крайней мере та пара сотен, что воссозданы от кончика выхлопной трубы до переднего бампера, выглядят потрясающе. В игре даже режим специальный под это дело есть - "Фотопутешествия". Тачку можно расположить в нескольких вариантах декораций: Рим, Киото, Берн. Ездить не дают - да и не надо. Камера вылавливает умопомрачительно красивые ракурсы. Print Screen - и на обложку журнала. Обвиняющие PlayStation 3 в консольной блеклости просто не видели это сами. К сожалению, скриншоты не в силах передать эстетическую сладость видов. Gran Turismo 5 вообще с радостью давит на чувство прекрасного - каждую машину можно заставить проехать по демонстрационному треку (и по любому другому, в принципе, тоже), а невидимый оператор так и выхватывает завораживающие виды... В угоду прекрасному даже состязание особое имеется - путешествие из Берна в Рим на шикарных суперкарах. Солнышко так и лижет их блестящие бока, а элитные двигатели довольно урчат - рады вырваться на волю. А меж гонками фотосессии в итальянских городах. Благородное соревнование без торопливости и спешки, но на запредельной скорости.
Dome-ZERO образца 70-го года. Еще один представитель автопрома, о котором не знают 99% людей.
Но хватит пока о красотах, теперь - о внутренностях. Gran Turismo 5 встречает нас скромным меню: режим GT, быстрый заезд, конструктор трасс и настройки; причем сами пункты вынесены мелкими значками в нижнюю часть экрана, а заставка постоянно меняется: это и город будущего, и работающий двигатель с видом изнутри, и некоторые авто из гаража игрока. Камера, естественно, всегда смотрит с лучшего ракурса - это ж титульный лист! На фоне звучит спокойная и ненавязчивая музыка - тоже своего рода "фишка". Ощущаешь себя в дорого обставленной приемной. Будто перед гонкой опускаешься в мягкое кресло...
После долгих лет исключительно компьютерных игр как-то непривычна сама мысль - в опции заходить не надо. Разве что руль настроить, но пока я обхожусь и контроллером - управление повешено на левый и правый стики, регулировать что газ, что руль осями - очень удобно. Повороты проходятся плавненько, даже пробуксовок нет. Ездить на стандартном "снаряде" приятно - клавиатура такого счастья не дает.
Начинаем мы буквально с нуля. Машин - нет, уровень ниже единицы, а денег - кот наплакал. Цены в магазине запредельные - туда мы вернемся после, а пока двигаем на традиционный рынок подержанных авто - здесь с некоторой регулярностью случайно появляются самые разные машины. От японских малолитражек и непримечательных "серийников" до супертюнингованных болидов "Формулы-1" и редких концепт-каров. Ассортимент постоянно обновляется - иногда тут можно выловить что-то уберполезное. К примеру, 2J Race Car встречается исключительно тут... правда, стоит она 14 миллионов. Где взять такие деньги - разговор отдельный.
Любимый тюнинг. Для супермощной Maserati ничего не жаль.
Кстати, о прокачке. Обожаемая развлекушка всех Gran Turismo - на месте. Почти любую машину можно улучшить: снизить вес, расточить двигатель, поставить турбину, коробку передач, подвеску, резину, сменить сцепление, улучшить выхлоп и все в таком духе. Стоит только попробовать - уже никогда не захочешь ездить на скучных и медлительных обычных авто. Даже безликую "японку" можно оттюнинговать так, что за руль приятно сесть - характер меняется разительно. Правда, настройки бедны. В передаточных числах покопаться не дают вовсе... По сути, поменять мы можем только некоторые аспекты: подвеску, отношение дифференциала (если он есть) и максимальную скорость в коробке. Давления в колесах нет, настроек турбины тоже.
Помимо чисто технических улучшений, есть и "для души", что называется. В специальной мастерской машинку можно помыть (хотя она не пачкается), сменить маслице (актуально для подержанных), перебрать двигатель (так и не понял, зачем это надо), восстановить прочность кузова (тоже неясно, зачем - цена аховая, а толку ноль), покрасить, поменять колесные диски и превратить обычную тачку в гоночную. Последнее доступно исключительно узкому кругу авто. К примеру, из Lotus Elise 111R можно сделать черно-белый уберспорткар. От обычного отличается чуть меньшим весом и чуть более мощным двигателем. Для соревнований именно на 111R такой уже не подходит, зато он отлично показывает себя в гонке для британских легковесных машин. Еще можно повесить разные спойлеры и прочие аэродинамические штуки. Прямого влияния хоть на что-то я от них так и не заметил. Да и особо обвешивать не разрешают. Элитные экземпляры, как и следовало ожидать, имеют иной раз по два-три варианта модификаций, обычные - хорошо, если один-два, чаще всего доступно только заднее антикрыло.
Прокачанный "Ниссан" слетает с бугра. Впереди бескрайняя долина. Завораживающе.
О самих гонках особенно не расскажешь. Режимов тут не так уж много. Need For Speed изгаляется годами, придумывая новые фенечки, даже оружие появилось, а Gran Turismo все делает по классике. Кольцевые гонки, состязания на время и ради развлечения - ралли. Меняются только условия - авто мелькают, мы продвигаемся вперед. Получаем новые уровни - открываются заезды. Все просто. Но... это только режим A-Spec.
Второй режим - B-Spec - коварен и хитер. Там вместо нас за руль присаживается искусственный водила. Мы создаем его в специальном меню. Он имеет несколько умений: траектория, скорость и все в таком духе. Компьютерный интеллект будет выступать сам, нам же нужно отдавать ему указания, одно из четырех за раз: успокойся, сохраняй скорость, старайся лучше и обгоняй. Управляет машиной B-Spec отвратительно. В том плане, что он не срезает, не лезет в гущу, не умеет выскочить и обогнать сразу пятерых... Тупит, одним словом. Зато старается держать траекторию. Супердисциплинированно, если остается хладнокровным. Стоит отдать приказ стараться получше, индикатор настроения ползет к опасной красной зоне. Паренек жмет на газ отчаянно... и часто вылетает с трассы. Вся хитрость тут - командовать правильно и вовремя... и посадить ездока на первоклассный транспорт, иначе он вряд ли достигнет успеха.
Я долго размышлял над этим режимом. Вроде рулит бот сам - в чем же интерес? А в том, что можно "играть" в Gran Turismo 5 и делать что-то еще. Пока я писал эти строки, друже гонщик победил в соревнованиях Ferrari и Lamborghini. Ухожу обедать - он накручивает длинные трассы. В душ? За это время он успеет одолеть кругов десять. Однажды я даже спал в таком режиме. Проснулся - включил следующее соревнование... хотя это уже клиника.
Режим B-Spec хорош - тем, что наблюдать за процессом можно с помощью кинематографичной камеры. Открывается обзор не только прекрасных пейзажей, но и все авто удастся разглядеть. Мелькающие маркировки на спортивной резине полностью модифицированного Nissan 350Z - это нечто. Игра дает красивейшую картинку, гонки можно смотреть, будто они реальные. Только тут нет рекламы, а смысла - больше. Победа приносит деньги и тачки. Пока я делаю что-то еще, мой компьютерный болванчик забивает гараж. Интересная находка, хотя и весьма на любителя. Не каждому понравится смотреть на процесс со стороны, когда он может в нем принимать и более непосредственное участие...
B-Spec на четырехсотсильной Subaru уходит в отрыв. Командовать уже не надо, он все сделает сам.
Gran Turismo со времен первой части имеет девиз - The Real Driving Simulator. Переводим: симулятор реального вождения. Мне думается, что все кроется в нем - потому и машины не бьются. Это симулятор вождения, а не убивания многомиллионного автомобиля об отбойник. Движение, траектория, дисциплина, эстетика и неторопливое благородство - вот что здесь играет главную роль. Здесь нет места суете и постоянным рестартам. Наоборот, чем дальше - тем медитативней. Последние трассы способны отнимать чуть ли не по часу времени. Особенно вместе с настройкой, загрузками, постоянными подтверждениями и многочисленными меню - так оно и выходит. Gran Turismo 5 опасно засасывает, но это и показатель. Ладно, машины не бьются - не очень-то и хочется их чинить, лучше пусть всегда радуют дорогим блеском гладких, почти что глазурированных боков.
В качестве постскриптума хочу отметить, что для жителей России и стран СНГ серия Gran Turismo вообще знаковая. На долгие десятилетия мы были отрезаны от культуры автомобилестроения. Только здесь, пожалуй, да в музеях и специальной литературе можно встретить продукцию японского, американского, европейского автопрома, которую мы никогда не видели и не увидим на наших дорогах. В простой и приятной форме игра позволяет познакомиться с ходом истории автомобилестроения в целом - к каждому экспонату тут есть справка, а собственно музей вынесен в отдельную графу. Самое прекрасное же в том, что мы можем не только разглядывать и читать - хоть как-то, но дают прокатиться. Конечно, это не реальная поездка, но слабый луч знаний и ощущений всяко лучше полной темноты, невежественности и забвения.
Плюсы: красиво; познавательно; захватывающе; очень большая продолжительность; возможность использования в качестве видеокартины; отличная музыка; беспрецедентный автопарк; уникальное отражение достижений человечества в автомобилестроении.
Минусы: опасно затягивает; нет модели повреждений; слишком долгие загрузки; перенасыщенность меню и лишних действий; слабоватая настройка автомобиля.