К несчастью, особого коммерческого успеха проект не снискал, а потому разработчики были вынуждены сменить курс. Третья часть стала кооперативным платформером в комиксной стилистике. Ценители прекрасного начали протестовать, и Mighty Rocket Studio переименовала проект в Final Exam, а "нормальную" Obscure 3 пообещала сделать, только если эта аркада покажет хорошие продажи. Вот все и замерли в ожидании: получится или нет?

Если кто вспомнил Бенни Хилла - "ставьте пальцы вверх"!
Поскольку изначально Final Exam была частью серии, "хвосты" Obscure торчат отовсюду. Главные герои снова выпускники и снова представляют самые стандартные типажи в количестве четырех штук. Регбист, помешанный на электронике очкарик, суровый гопник и татуированная танцовщица отправляются навестить родную школу, где сталкиваются с ордой зеленых мутантов.
Это не просто тот же самый сюжет - действие до сих пор развивается в рамках знакомого сеттинга, где встретятся знакомые персонажи и даже места. Но это скорее приятный бонус для фанатов. В остальном история намечена только условным пунктиром. Ее заменяет стилистика - забавный гротеск, посмеивающийся над киноштампами. В этом духе выполнено все: герои, видеоролики, кат-сцены и в целом происходящее на экране.
А происходит здесь невесть что. Картинка едва ли не лопается от количества спецэффектов и убитых противников, геймплей регулярно подбрасывает сюрпризы и веселит неожиданными поворотами. Хотя, на первый взгляд, ничего особенного не ждешь - первый уровень только требует изучить пятиэтажную локацию, собрать несколько предметов да решить задачку.
Поначалу радует просто то, что главная составляющая процесса - боевая система - реализована отлично. В лучших традициях "взрослых" слэшеров игроку предоставлен целый ассортимент способов расправы: рукопашные атаки, огнестрельное оружие, гранаты, активное окружение. Играется все это легко и приятно, на уровне настоящего блокбастера. Это чуть ли не Devil May Cry, в которой одновременно следишь за тремя противниками и думаешь, каким из них сбить муху, сидящую на потолке.
Разнообразия добавляет то, что между этапами каждого персонажа можно "прокачать". Делать это придется индивидуально, то есть в худшем случае нужно будет пройти кампанию четырежды. Откровенно говоря, плохая затея: кроме суперударов (куда без них) и одного уникального навыка герои толком не различаются. Характеристиками разве что - но это в конечном счете не делает погоды.

Кинематографичные эпизоды получаются как-то сами собой.
Противники появляются на экране постоянно, но настоящих битв не так много. Серьезные драки обставлены на манер Left 4 Dead: в определенный момент набегает куча врагов, без убийства которых дальше просто не пустят. А во всех остальных случаях чудищ можно просто оббегать, что ближе к финалу оказывается чертовски полезно делать.
Последний пропущенный звонокНо уже ко второй миссии понимаешь, что драки не стоят во главе угла, а лишь сопровождают выполнение квестов. Как правило, они состоят из нескольких частей: принести детали для корабля, чтобы потом устроить на нем заплыв по канализации; или таскать ящики с динамитом, чтобы закидать ими "босса"; наконец, загнать полдюжины детей в школьный автобус.
Процесс максимально разнообразили: дети, например, капризничают. Один пойдет только за конфетами, а другая вообще не сдвинется с места, пока не наденешь костюм розового кролика. Достать некоторые предметы можно только изощренным путем. Постоянно приходится катать вагонетки, гоняться за инженерами и затыкать клапаны. Иногда геймплей и вовсе сводится к мини-игре: полетам на комарах или уворотам от знаков во время поездки в метро.

А могло бы сойти за новую Fruit Ninja.
Все это очень весело играется в компании. Каждый участник зарабатывает очки, которые постоянно сравниваются, - споры о том, кто здесь самый крутой, не утихают. Попадаются действительно кооперативные задачки, да и драки с чудищами сбалансированы так, чтобы игроки не мешались друг другу и не скучали.
А вот в одиночку кампания просто кошмарна. Несмотря на все ухищрения, отовсюду лезет ужасная бюджетность. В игре всего 8 миссий, для которых сделали 5-6 локаций, так что придется дважды бегать по некоторым местам. Противников тоже до жути мало: не больше 6 видов, из которых существенно различаются 3-4.
Но это еще что: "босс" в игре вообще один. Эдакий Халк, бить которого придется на каждом уровне по несколько раз - а надоедает уже ко второму. Причем никаких принципиально новых подходов нет - просто "закликивание". Только какая-то гидра в самом финале может скрасить скуку, но и она смотрится жалко.
Больше того: когда руки доходят до новых уровней сложности, внезапно оказывается, что они влияют только на количество жизней главных героев. Даже при большом желании любая мотивация к перепрохождению оказывается убитой на корню. И это подтверждают вечно пустые лобби; если соберетесь играть, партнера лучше искать загодя.

Кооператив! Дробовики! Огонь!
***
Не поймите неправильно: достоинства Final Exam значительно перевешивают недостатки. Это хорошая кооперативная аркада, которая поможет убить вечер. За четыре часа она и не подумает надоесть, будет регулярно веселить и, главное, честно станет наращивать сложность к финалу, заставляя даже попотеть.И все-таки уже назавтра дубасить монстров не будет смысла. Дополнительного контента нет (режим Time Attack не в счет), а сюжетная кампания скоротечна. До хорошей оценки авторам не хватает совсем чуть-чуть: больше юмора, или разнообразных "боссов", или существенных различий между персонажами. Так что выставленная оценка отнюдь не клеймо позора: если вас хоть немного заинтересовали скриншоты - непременно купите и сыграйте. Но на распродаже. С друзьями. Один раз.
Плюсы: отличная механика; разнообразие; стильная картинка; веселый кооператив.
Минусы: схожие герои; критическая нехватка контента; тоскливый "сингл".