Тем удивительнее было глава за главою открывать для себя уникальную историю Enslaved: Odyssey to the West. В мире, избавившемся от красной и фашисткой чум, преодолевшем крепостное право и рабовладельческий строй, появляется антиутопия, предрекающая нам страшное завтра. Авторы предлагают перенестись на сто пятьдесят лет вперед и посмотреть на планету глазами потомков. Признаться, ужасающая панорама открывается.
Знакомьтесь: слон и моська.
Бичер-Стоу в гробу перевернулась бы, узнав, во что превратится ее родина спустя полтора века после наступления Миллениума. Страна разрушена. Ее контролируют злобные роботы мехи, машины без чувств и сожалений. Эдакие терминаторы будущего, разве что больше смахивающие на болванчиков из фильмов Джорджа Лукаса. Они охотятся на все, что дышит: животные практически истреблены, человечество стоит на грани вымирания.
Впрочем, и поделом ему. Стоило обществу лишиться кормушки, наполненной гамбургерами и кока-колой, как от его фундаментального принципа "Каждый имеет право на свободу" не осталось и следа. На головы спасшимся массово надевают шлемы, позволяющие дистанционно их контролировать. Плохо себя ведешь - получи заряд прямо в башку. В общем, метод кнута и пряника во всей красе.
Но вот мы познакомились с искусными декорациями, теперь можно и актеров пригласить на сцену. Ведущие партии в этой оперетте исполняют девушка Трип и ее верный слуга Обезьяна (Monkey). Последний, правда, не по своей воле попал в заточение. Он, как и его спутница, стал жертвой рабовладельцев и летел на большом воздушном корабле на Запад, к лучшей жизни. Вот только судно потерпело крушение, а потому надзиратели и заключенные стали одним целым.
Трип - дамочка хрупкая, но хитрая. Пока Обезьяна пытался прийти в себя после падения, она быстренько надела ему на голову ненавистный шлем и превратила в своего раба. На этом фоне раздается ее отчаянный голос: "Пока я жива - ты жив. Если я умру, умрешь и ты". Герою остается разве что несколько раз со злости долбануть в стену, ведь изменить уже ничего нельзя. Так они отправляются в увлекательное, полное опасностей путешествие. Маленькая девушка и мускулистый мужлан. Идеальная парочка!
Трип - за спину, и погнали!
В команде невооруженным глазом заметно четкое разделение на роли. Обезьяна - типичная гора мускулов, которая способна кромсать, крошить, убивать. Трип, как говорится в одной старой песне, девушка из высшего общества, которой трудно избежать одиночества. Умная и технически подкованная. Таскается повсюду с ноутбуком будущего, позволяющим взламывать кодовые двери, считывать информацию с плат памяти поверженных мехов и перепрограммировать различные гаджеты.
Так, поймав жесткокрылую стрекозу, работница отвертки и молотка за пару минут превратила ее в шпионское устройство. Теперь в лучших традициях бондианы она может следить за территорией, отмечая на ней места сбора противников и, что куда важнее, минные поля. А их в забытом богом Нью-Йорке оказалось столько, что вызывать саперов уже поздно. Проще как-нибудь своими силами справиться: где-то бочком пройти, где-то пузо втянуть.
Впрочем, Трип способна только определить оптимальный маршрут передвижения, а всю грязную работу придется делать Обезьяне. Его нерасторопная напарница - существо, по сути, беспомощное. Залезть по карнизам в распахнутое окно не может, перепрыгнуть глубокую яму - тем более. Да и оторваться от нее не получится: если расстояние между героями становится слишком большим, девчушка задорно произносит какую-нибудь фразу и... убивает своего раба. Вот так просто: взяла и пристукнула за неповиновение. И, что самое комичное, за время прохождения ваш покорный слуга умер всего три раза. Уже догадались, по какой причине? Поэтому вскоре становится понятно: глупую девку проще закинуть за спину и протащить по опасным местам, нежели нарываться на хедшот.
Упс... Эта гримаса на лице не предвещает ничего хорошего.
Вот только одних минных полей разработчикам показалось мало. Поэтому на голову Обезьяны неприятности сыплются как из испорченного рога изобилия. Ведь ему необходимо постоянно следить, чтобы подопечную кто-нибудь не укокошил в ближайшем темном переулке. Мехи же не делают скидку на то, что перед ними девушка, невинное создание и прочую патетику.
С чуть ли не чудесной палкой-копалкой, которой главный примат овладел в совершенстве еще в детстве, он рвется в бой против механизированной армии. Все удары можно условно разделить на три большие категории: одиночные, массовые и воздушные. Постепенно герой будет овладевать новыми комбинациями, изучать оригинальные движения. Вам же в это время придется с остервенением жать на все кнопки подряд в замысловатой последовательности.
При других условиях бои со стандартными неприятелями быстро бы превратились в рутину. Но на этот раз нас ждет приз-сюрприз. Во-первых, к схваткам зачастую приходится подключать местного технического гения. Нет, ничего сложного ей поручать нельзя. Так, покричать да руками помахать - и на этом спасибо. А пока тупоголовые железяки ведут прицельный огонь по напарнице, мы можем обойти их с фланга или нанести удар из-за спины. Это здорово облегчает жизнь и ускоряет передвижение по некоторым локациям.
Во-вторых, перед каждой мало-мальски важной схваткой Трип покажет вам радиус действия мехов. Ведь если аккуратно пройти мимо, то они даже и не заметят. Тем самым количество тактических схем увеличивается в несколько раз, а значит, и играть становится веселее. Особенно когда какой-нибудь зарвавшийся ходячий холодильник вдруг начинает вопеть и призывать на помощь своих собратьев. Тогда остается разве что догнать его и надавать как следует в бубен.
Чуть труднее будет оберегать наглую девчонку от массового нашествия шурупной нечисти. Режиссеру-постановщику этого спектакля так хотелось добавить сценарию саспенса, что он решил регулярно оставлять ее один на один с армией кровожадных неприятелей. Герой же, как правило, в это время находится у черта на куличках. Но, как это бывает в добрых сказках, зло должно быть побеждено при любом раскладе. А потому на этих самых куличках оказывается какой-нибудь огромный автомат, из которого мы прицельно уничтожаем одного клыкастого болвана за другим. Бывает на самом деле весело!
Мехи-боссы отличаются большими размерами. Модель поведения остается той же: убивать-убивать-убивать.
Но лучше всего авторам Enslaved: Odyssey to the West удалось передать атмосферу самого удивительного мегаполиса мира, Нью-Йорка. Каждый, кто хоть раз побывал в этом улье, с первых же кадров вспомнит свое путешествие. Только небоскребы здесь больше не сияют мириадами начищенных скалолазами окон. Опутанные дикими лианами и цветами всех размеров и оттенков, они отданы на откуп беспощадным захватчикам.
Внимание к деталям поражает. Каждый кадр насыщен сотнями мелких мазков, делающих картинку живой и яркой. Вот старый оперный театр с все еще работающими софитами. Но гулкий ветер свободно гуляет в его коридорах, а из оркестровой ямы больше не доносятся звуки скрипок. Или добро пожаловать на знаменитый мост, соединяющий разные части города. Излюбленное место туристов стало вотчиной мехов, а также той части живого мира, которую они решили не истреблять. От всего увиденного становится почему-то грустно. И уже все равно, какие там дополнительные способности можно прокачать Обезьяне или как лучше использовать таланты Трип. Есть запущенный Нью-Йорк. И он здесь - главный.
Собрали достаточное количество красных шариков - прокачаете новые умения.
Чаще всего разработчики, затрагивающие в играх серьезные темы, выглядят комично. Как правило, все сводится к банальщине а-ля "Спасешь чир-лидера - спасешь мир!". На этом фоне Enslaved: Odyssey to the West стала приятным исключением. За чарующей атмосферой запущенности, залихватскими драками и бойким сюжетом кроется нечто большее, чем набор известных всем моралите. Ведь когда через все произведение ариадниной нитью проходит мысль о том, что нет ничего превыше свободы и права человека жить так, как ему хочется, не до развлечений становится. Странно, что об этом думают японцы. Удивительно, что об этом не говорят в России. Эй, сытая Москва! Очнись! Скоро и твои белокаменные стены покроются лианами лжи, а улицы начнут патрулировать оборотни в железных погонах. Впрочем, говорю я все это зеркалу. Стыдно.
Плюсы: увлекательный сюжет; "объемные" герои; большой мир; интересные тактические возможности.
Минусы: несколько унылые бои; необходимость повсюду таскать за собой Трип.