Возле каждого порта стоит пометка, какой товар там производится. Если вам заказали привезти табак - надо лишь найти его изображение. Это аркада или экономическая стратегия?
С чего начинает добропорядочный капитан? С выбора нации, за которую он будет выступать. В главном меню нам, как обычно, предлагают стандартный набор. Тут и испанцы, и англичане, и французы. Все остальные действующие лица тоже есть - просто перечислять не станем. Помимо флага, под которым будем плавать, разрешено выбрать и эпоху. Чуть позже разберем более подробно, на что это влияет и как играть интереснее, а пока - на глобальную карту!
Первое, что бросается в глаза - уродливый дизайн. Какие-то невзрачные корабли плывут по будто бы бумажному океану. Материковые территории не лучше - коричневые цвета, темно-зеленые. Все какое-то неприглядное, невыразительное. Даже Rome: Total War, которой уже ого-го, сколько лет - и та выглядит технологичнее. И уж точно - гораздо приятнее.
Но глобальную карту нам долго разглядывать не дают. Просят как можно быстрее отправиться в порт-столицу и там найти себе добропорядочного капитана с кораблем. Говорим: "Так точно, все исполним". Появляется красивый, будто нарисованный гуашью экран загрузки, а потом сам порт. Но - о, боги - он еще ужаснее, чем здешнее море, материк и корабли вместе взятые. Такое ощущение, что он... грязный. Опять темные цвета, много коричневого. Хочется срочно спасти глаза и быстрее закрыться от всего этого. Такое уродство позволяют себе только трешовые игры в стиле Tunnel Rats...
Какой чудесный порт, не правда ли?
Итак, наше первое задание и первые действия. Правительство страны очень просит доставить из Индии n-ое количество важных грузов. Пряностей, шелка, фарфора. Дают на это двадцать лет и шлют большой привет - дальше мы должны крутиться самостоятельно.
Ну, что ж, окей. Нанимаем капитана, а если хотим, то и второго. Находим в Индии города, которые торгуют необходимыми товарами, и отправляем туда корабли. Ждем. Приплыли, загрузили, отправили обратно, в наш порт. Ждем. Приплыли, разгрузили, послали в Индию. Ждем. Приплыли, набили трюмы фарфором, указали на столицу. Ждем.
Да-да, так выполняется наше первое задание, на которое отведено двадцать лет. На заметку, один здешний год может длиться от пятнадцати-двадцати минут игрового времени до часу. Отлично развлечение на вечер, не так ли?
Но боги добры к нам, а капитаны наши быстры, и потому первое задание мы можем выполнить за год-два. Однако же в нашу поспешность на материке никто не верит, и пока не пройдет отведенный срок - проверять, выполнили мы задание или провалили, никто не будет. Надо ждать.
Вот все основные товары, которые мы можем продавать на Восток...
Благо, разработчики сделали второстепенные миссии, и все двадцать лет нам не надо куковать у порта и ждать хоть какой-то весточки с материка. Дополнительных заданий очень много. То нас попросят отвезти послание в какой-нибудь африканский порт, то сопроводить дорого гостя в Индию. Помните, подобный приработок был и в "Корсарах"? Когда деньги заканчивались, а без них - труба, мы соглашались на эту унылую, полностью второстепенную работу.
Ладно, оставим все эти занимательные курьерские занятия и перейдем сразу к тому дню, когда правительство похвалит нас за отлично выполненное задание. Оно скажет нам, что мы молодцы, что перевезти 40 тонн фарфора и 50 тонн специй - это явно признак мастерства. А потому, уважаемый, принимайте более важную миссию - перевезите-ка вы еще 150 тонн фарфора, 180 специй и 160 шелка. Спасибо за внимание, идите выполнять.
И что же - все повторяется вновь. Мы возим. Ждем. Ждем. И возим. Правда, со временем немного изменится размах нашего предприятия. Мы ведь можем изучать и строить новые корабли. Сплавали в Индию пару раз, купили дешево, продали дорого и смогли заказать чертеж какого-нибудь торгового судна. На следующий день игры накопили еще на одну схему, а потом с верфи спустили корабль, способный половину Индии увезти.
Всего же товаров ничтожно мало, и можно легко узнать, сколько мы заработаем, если купим тот или иной продукт и привезем его в столицу. Поэтому просто приплываем в ближайший порт, смотрим на разницу в цене (она уже высчитана в самом интерфейсе, нам думать не приходится - берем самое выгодное), покупаем и возвращаемся. И так из раза в раз, пока у нас не появится столько денег, что их просто некуда тратить... Впрочем, даже после этого приходится так торговать. Надо же как-то время убивать...
Красивые корабли - это явно не одна из добродетелей игры.
Однако "Ост-Индская компания" состоит не только из экономическо-плавательной части. Есть здесь еще и война на море. Многие сравнивали за это игру с Empire: Total War. Мол, то же самое, только без боев на земле. Но я решительно не понимаю, зачем разработчики вообще ввели такой режим. Мы знаем два стандартных подхода к созданию баталий. Это либо аркада, либо симуляция.
Отличный представитель первой "школы" - "Пираты!" от Сида Майера. Там было весело, бездумно, приятно. Красивая картинка, быстрые сражения. А после - еще и дуэль на корабле.
Сложные битвы мы знаем по "Корсарам". Где любое дуновение ветра учитывается, есть модель повреждений, надо вычислять траекторию движения. Даже в PotBS все было очень сложно, и потому - интересно.
Но что же в "Ост-Индской компании"? Косые паруса работают точно так же, как и обычные, снаряды летят по какой-то неведомой траектории, сами же бои - весьма длительны и однообразны. При этом еще - с намеками на реалистичность. Короче, ни рыба, ни мясо, а черт знает что. Разработчики, правда, решили, что все это будет крайне весело и увлекательно в боях по сети. Вот только пусто на серверах. И не мудрено, что так.
Баталии с участием 5-7 кораблей слишком долгие и такие скучные, что лишний раз самому сражаться и не хочется.
Но, все же, "Ост-Индскую компанию" нельзя сравнивать с лучшими представителями жанра и вообще приличными стратегиями. Слишком уж много здесь условностей и недоработок. Все нации одинаковые и различаются лишь местоположением столицы; товаров меньше, чем в "Корсарах" (а здесь же экономика - на первом месте!); ветра на глобальной карте нет - плыви в любую сторону с одинаковой скоростью. Чем дольше вы не заходите в доки, тем медленнее движется корабль - а с чем это связано-то? Понятное дело, что он обрастает всякое гадостью, но не с такой же поразительной быстротой!
Тоска. Слишком уж мало у проекта достоинств, чтобы в него играть. Да, кому-то понравилось, а некоторые даже хвалят "Ост-Индскую компанию". Но если серьезно, она серьезной критики не выдерживает. Вообще никак...
Плюсы: глобальное противостояние; не шибко сложная торговая система.
Минусы: обилие условностей; слабая экономическая модель; уродливый дизайн и слабая графика; скучные бои.