Тайная комната при свете ламп выглядит не так зловеще.
Переиздание первого "Сломанного меча" с громоздким названием Broken Sword - Shadow of the Templars: The Director"s Cut уже отметилось на консолях от Nintendo: Wii и DS. На приставке с "махательной палочкой" в комплекте игра проходилась особенно приятно. И не только потому, что решать пазлы с помощью нинтендовских контроллеров было, как и в большинстве подобных случаев, необычно и легко. В версию для Wii добавили возможность своеобразного совместного прохождения. Один человек с помощью вимоута передвигает персонажа туда-сюда по локации, в то время как другой елозит курсором на экране в поисках активных точек - занимается пиксельхантингом, короче. В ПК-версии ничего такого, разумеется, нет в помине.
Прежде чем кидаться в сравнительные анализы с изнуряющим поиском отличий между оригиналом и переизданием, нам бы очень хотелось рассказать о сюжете первой Broken Sword так, если б это было первое знакомство с ним. Главный герой - Джордж Стоббарт. Белокурый студент, немного застенчивый, но не боящийся в одиночку путешествовать по белу свету. Волею судьбы он оказывается в небольшом кафе славного города Парижа, где и начинаются приключения.
Старт довольно бодрый: взрыв, труп, клоун, журналистка, полицейский. Чем-то это все напоминает первые часы Runaway. И красивая девушка со студентом, и приключения, и трупы, и взрывы - разве что без клоуна обошлись. В сюжете даже нашлось место тайным посланиям тамплиеров - упоминание о них потом станет визитной карточкой серии.
Теперь в Broken Sword все ведут свои дневники.
Загадки, даже по меркам квеста образца 1996 года, получились в Broken Sword несложными, решались быстро, да и к тому же их было катастрофически мало. Поэтому кое-что новое было добавлено в Director"s Cut - за это, пожалуй, действительно хочется сказать спасибо Чарльзу Сесилу.
О жанровой принадлежности игры мы не считаем нужным распинаться. Скажем лишь, что потом Broken Sword из рисованного миловидного квестика превратилась в полноценный трехмерный приключенческий сериал - за что, разумеется, схватила кипу неодобрительных отзывов от ностальгирующих олдскульщиков. Нет, не за приключения, а за трехмерность. По мнению многих (и мы, признаться, в их числе), с переходом в третье измерение "Сломанный меч" неслабо поубавил в своей исключительной атмосфере, вместо нее пришла совершенно иная, не всем пришедшаяся по вкусу.
Такой вот была Shadow of the Templars - интригующая, захватывающая и при этом невообразимо легкая и изящная.
Одна из самых простых загадок в игре.
А вот с кем скуки не избежать - так это с нашим старым знакомым Джорджем Стоббартом. Ничего принципиально нового расширенная версия квеста предложить ему не может. С одной стороны, может, это и правильно - все-таки все время в оригинале мы провели вместе с ним и узнали студента как следует. Но с другой - скудная парочка новых задач для Стоббарта выглядит на всеобщем фоне обновления совсем уж блекло и невыразительно.
Главное нововведение Director"s Cut - отображение анимированных портретов героев во время диалога. Картинку с наглядным примером вы сможете увидеть где-то совсем неподалеку от этого абзаца. Вроде бы и нужное новшество - наблюдать в 2010 году за беседой двух неподвижных кукол не очень интересно. А вот портреты, по идее, должны показывать более полную палитру чувств и эмоций героев.
Ну почему героев так плохо анимировали?
Или вот графика - обещали ведь тоже улучшить. А на деле оказалось, что более детализированными и четкими кажутся только новые локации. Из-за этого получается своеобразный дисбаланс - наш студент шастает по размытым и так себе выглядящим французским улочкам, а журналистка в эксклюзивных эпизодах - по вполне красивым секретным комнатам и апартаментам.
Больше оплеухи мы раздавать не будем. При всех сомнительных и не всегда работающих должным образом нововведениях Broken Sword: Shadow of the Templars по-прежнему остается классическим квестом, которому особого очарования, шарма и утонченности точно не занимать. Да и не все новые элементы в режиссерской версии оказались с пробоинами. Вот, к примеру, дневники, которые старательно ведут герои, - крайне полезная и удобная штука. Сейчас для жанра - это уже стандарт, но в 1996 году... Или вот щадящая функция для тех ленивцев, кому даже в Интернет за прохождением лезть неохота. Для пазла существует несколько подсказок - одна другой откровеннее. Сначала вам будут ненавязчиво намекать, а если прозрение так и не наступило - то снисходительно тыкать носом в очевидное решение.
Ну а в остальном - это все та же Broken Sword. Да, она стала упрощеннее, дружелюбнее к игроку, к ней пришили парочку новых сюжетных эпизодов. Только вот нужно ли было проделывать подобное с и без того выдающимся квестом? Лично мы считаем, что нет.
Помните "Пляшущих человечков" в "Записках о Шерлоке Холмсе"? Ну так тут почти то же самое.
Знакомство с режиссерской версией Shadow of the Templars сродни просмотру продолжения "Иронии судьбы" от Тимура Бекмамбетова - то, что казалось каноничным и устоявшимся, вдруг наспех переделывают и заставляют поверить, что так оно в действительности и есть. Намного лучше воспринимаются полноценные римейки - как это уже было с Monkey Island. А в случае с Broken Sword нам бы хватило специального издания оригинальной игры - чтоб с кучей дополнительных видеоматериалов, нормальной работой под Windows 7 и статуэтками героев в подарочных наборах. Оценку мы, если что, выставили за заслуги оригинала. Поверьте - если бы не "The Director"s Cut", она была бы выше.
Плюсы: новые локации; интересных загадок стало больше; дополнительные кусочки сюжета.
Минусы: задумка с демонстрацией крупным планом лиц персонажей не совсем удалась; обещанное улучшение графики справедливо только в отношении новых локаций.