Вторая мировая война - стартовая точка летоисчисления в большинстве шутеров современности. Сложно вспомнить конфликт, случившийся после второй половины XX века, которому при этом не была бы посвящена какая-нибудь милитари-"стрелялка". DICE не пошла по проторенным дорожкам в светлое будущее с мехами на поле боя и решила сделать шаг назад, в шутерную terra incognita - Первую мировую.
В одиночной кампании есть место и взлётам, и падениям.
Первая мировая: перезагрузка
Кампания Battlefield 1 стартует очень мощно. С точки зрения художественной ценности завязка игры уникальна по силе своего воздействия и передачи центральной идеи. Что уж говорить, ничто не иллюстрирует мысль о тщетности, ничтожности жизни отдельного солдата так, как обучение, в котором нужно раз за разом умирать. Ты попадаешь в горячую точку и в стиле лучших времён Call of Duty под крики командира собираешься героически выстоять под бесконечным напором врага. Только вот герой в течение минуты сгорает в струе пламени из огнемёта. Камера "вселяется" в голову другого воина, на этот раз сидящего в танке. Но и его история заканчивается, не успев начаться.Так завязка Battlefield 1 подводит к мысли, что кампания будет разыгрываться не в типичном для жанра духе. Её ориентир - отдельные истории обычных людей, попавших в необычные условия. Ты лишаешься призмы супергероя, и это здорово.
ССЋжет состоит всего из шести миниатюрных историй, повествующих о разных участниках войны. В каждой из них от одной до четырёх миссий. Они не связаны единой сюжетной линией, но и не вписаны в одни пространственно-временные рамки. Штурм берегов Галлиполи, битвы в итальянских Альпах, восстание бедуинов против Османской империи - главы совершенно уникальны в своём сеттинге. В них можно даже обнаружить некую педагогическую ценность - признайтесь, далеко не каждый из нас хорошо знаком с последними событиями Первой мировой.
Конечно, "сингл" не отличается эпичностью и ослепительной зрелищностью CoD. Однако каждая миссия обладает своим колоритом. Например, задание "Ничто не предначертано" - этакая вариация на тему Metal Gear Solid V. Перед нами огромная территория, набор целей, сабля в руке да лошадь - дальше делайте всё, что хотите: можете заняться дотошным стелсом, незаметно вырезая врагов и отвлекая их, а можете попытаться использовать вражеский арсенал и достать пару мин. А вот кампания за лётчика Клайда Блэкберна совсем другая - в ней придётся проникнуться моральной проблематикой войны, поданной здесь в духе фильма "Жизнь Пи".
Да, "сингл" не предлагает каких-то неожиданных решений, а искусственный интеллект в очередной раз не выдерживает сравнения с бревном. Зато разработчикам удалось сделать живую и насыщенную кампанию, которой можно подарить пару вечеров.
Так и хочется представить падение на голову железного парня какого-нибудь ассасина.
По коням!
Все традиционные черты многопользовательских сражений в Battlefield 1 сохранены. Широкий размах, вариативность действий, тактическая глубина - впечатления от нового творения DICE ничуть не менее яркие, чем от других частей серии. На первый взгляд всё как раньше: командиры ставят локальные задачи, медики реанимируют товарищей по оружию, снайперы занимают высотные места, штурмовики героически идут в авангарде. И успех зависит как от умения команды работать слаженно, так и от способностей отдельных игроков. Однако сеттинг Первой мировой войны, столь неприглядной на техническом поприще, стал для поклонников шутера настоящим откровением.Секрет прост: разработчики вовсе не пытались воссоздать точные характеристики техники начала XX века. Местные самолёты лихо летают, а какой-нибудь танк Mark V легко лавирует по городским улочкам. "Казуальная" имитация сделала геймплей динамичным - Battlefield 1 получилась такой же весёлой, как и её предшественницы.
Тем не менее воспринимается сеттинг совершенно иначе. Прежде всего - на визуальном уровне: в небе парят допотопные самолёты, на земле грохочут полевые пушки, солдаты рубят друг друга лопатами - всё это смотрится ещё более диковинно и чудаковато, чем футуристичные фантазии разработчиков последних CoD. И пусть реальные люди воевали не так - всё было намного медленнее и прозаичнее. Но DICE мастерски преподнесла реальные боевые действия современной публике с её запросами - в сражения погружаешься с головой.
Когда заходишь в какую-нибудь церковь, слышишь свист миномётного огня, и через мгновение крыша, окна, стены рушатся, словно в постановочном ролике, - открываешь рот от изумления. Чудом выбираешься из-под руин живым, а на тебя уже мчится немец со штыком наготове. Метким выстрелом в голову ты убиваешь его. Но неожиданно прямо тебе под ноги падает газовая граната. В спешке надеваешь противогаз и бежишь вон за тот холмик, чтобы прилечь и перевести дыхание. Но прямо оттуда выезжает танк, подмигивая своей пушкой...
Обилие подобных сцен невероятно - каждый матч соткан из таких зрелищных мини-сценариев. То вражеский самолёт коснётся темечка крылом, то пол провалится под ногами снайпера как раз в момент выстрела, то тебе удастся обойти неприступный пост противника с тыла и в одиночку вырезать солдат. Кажется, всё это дело рук скриптов - слишком уж постановочно и красиво. Потрясающая графика и идеальное звуковое сопровождение делают погружение полным.
В противогазе можно стрелять только от бедра.
Мы потеряли голубя...
Историчность и масштаб разворачивающихся боевых действий можно ощутить в совершенно новом режиме - "Операциях". Представьте смесь "Захвата" и "Штурма" с одной поправкой - после победы атакующих сражение продолжается на другой карте. Нападающие не обязаны с первого раза взять позиции противника - у них есть несколько попыток. В случае неудачи они получают одно из нескольких суперорудий - тот самый дирижабль или бронепоезд. Разрушить махину довольно тяжело, а вот она сеет смерть вокруг с удивительной скоростью. Несколько хорошо защищённых мест для водителя и стрелков и сильнейшая огневая мощь позволяют экипажу быстро зачистить район, а пехотинцам - занять точку.Теоретически "Операции" - это растянутый на несколько раундов "Штурм" с элементами "Захвата". Но фактически ощущение, будто ты участвуешь в историческом сражении, и понимание того, что контрольные точки - это не просто флажки, вокруг которых почему-то надо наматывать круги, а реальные оборонительные позиции, меняют отношение к игре. Когда слышишь вдохновенные голоса в брифинге и живые комментарии командира, за которыми следует эмоциональный апокалипсис длиною в час, сражение действительно наделяется ценностью.
Забавен новый режим "Военные голуби", в котором команды бегают за птицей, после чего пытаются написать депешу. Кто первым отправил в воздух трёх голубей, тот и победил. Концепция выглядит несколько бредово, а потому и режим всерьёз как-то не воспринимается.
Цель команд в "Захвате" и "Превосходстве" - удержание точек, только в одном случае пользователям доступны огромные уровни и техника, а в другом - небольшие участки только для пехоты. Со "СС…ваткой команд" и так всё понятно. Как и со "Штурмом" - он тут классический для серии. Режимов немного, а учитывая, что некоторые из них слабо отличаются друг от друга, вообще можно приуныть. Но делать этого не стоит. Во-первых, в каждой из забав, находясь на поле боя, полностью погружаешься в игровой процесс. А во-вторых, если у вас есть время, то, на мой взгляд, "Операции" - всё, что нужно для жизни.
Светлые пейзажи в Battlefield 1 быстро превращаются в картины хаоса и ада.
Генералы песчаных карьеров и не только
Занятно, что технологическое развитие начала XX века повлияло на вооружение классов не только в отрицательном ключе. Разведчикам жить стало проще: каждая из снайперских винтовок "заточена" под стрельбу на определённую дистанцию, причём некоторые способны на этой дистанции убить врага одной пулей. Медики всё так же честно выполняют свой долг, подлечивая товарищей и реанимируя павших. Солдаты поддержки могут чинить технику, что очень важно, ведь транспортных средств в игре стало куда меньше. Отчасти это оправдано трудностью уничтожения железных монстров - никаких РПГ в арсенале бойца Первой мировой не было. И это здорово - ощущение непобедимости военной техники никогда не было столь сильным.В бою опыт игрока растёт, а за выдаваемые по мере "прокачки" облигации дают экипировать свои классы. Список устройств довольно разнообразен - того же разведчика можно снарядить бронебойными патронами, снайперским щитом, растяжками и разными видами гранат.
Помимо обычных классов в игре есть элитные - на картах лежат комплекты снаряжения "суперменов" своего времени. Часовой с железным панцирем почти пуленепробиваем и палит из мощного пулемёта. Боец с противотанковым ружёьм отлично расправляется с крупной техникой врага. А огнемётчик - машина смерти в ближнем бою.
Занимательная картография
Все локации масштабны, и каждая из них быстро превращается в руины - укрытием не может послужить даже кирпичный дом. С разрушаемостью полный порядок - в относительной безопасности чувствуешь себя только в окопе. Да и туда наверняка залетит шальная граната или пальнёт миномётчик...Конечно, у каждой карты своя тактическая специфика. В городском бою приятно воевать на ближней дистанции. Пустыня - раздолье для снайперов и танкистов. По полям с минимальным количеством укрытий весело скакать на лошади. Лабиринты "Аргонского леса" заставят и в бункере подраться, и по зарослям полазать. Да, кстати, в Battlefield 1 появились элементы паркура - солдаты умеют преодолевать невысокие препятствия, подтягиваясь на руках.
Какой тяжёлый выбор...
***
Не пытаясь тягаться с разработчиками CoD на поприще одиночного режима, DICE сделала несколько запоминающихся и не связанных единой линией эпизодов, показав Первую мировую в разных ракурсах. Многопользовательский геймплей, несмотря на хронологические рамки его событий, ощущается свежо и бодро, а устаревшая техника оказалась любопытной экзотикой на фоне всевозможных футуристичных игрушек. Авторы великолепно адаптировали механику серии к реалиям начала века, а сами реалии - к потребностям игроков.Плюсы: добротная одиночная кампания; прекрасно воссозданный сеттинг Первой мировой войны; масштабный режим "Операции"; потрясающие звук и визуальный стиль; разнообразие карт; разрушаемость; продуманный дизайн локаций.
Минусы: где Российская империя?