"Дневной дозор" ворвался на экраны кинотеатров аки барс - один из лучших блокбастеров зимы с отлично проработанной вселенной. На пике популярности произведений Сергея Лукьяненко мы можем купить ряд игр, посвященных этой теме. Продакт плейсмент нового фильма еще не прокрался в игровую индустрию, но бренд "Ночного дозора" активно эксплуатируют многие. Внезапно появилась необычная для столь крупного мира реализация противостояния "дозорных" - соревнования на автомобилях. Ничего особенного нет - обычная аркада - заезды, неплохая графика, веселая музыка и средней паршивости физика. Все как у людей.
Самое интересное, что издавна считалось, будто хороший автосимулятор, даже аркадный, нашим отечественным разработчикам не сделать никогда. Это мнение пришло к нам с сытого и самодовольного Запада. Бойкий "Адреналин-шоу" доказал обратное. И вот появилась игра, которая возвращает все на круги своя.
Я не спорю, что в истинном автосимуляторе не нужен сюжет. Хорошее исполнение, качественная графика и физика, необычные миссии, система бонусов/призов - и стандартный игрок приходит в восхищение. А если дать еще возможность тюнинга... Монструозный NFS: Most Wanted с его отрендеренными роликами, отличными геймплейными находками и даже плохеньким, но СЮЖЕТОМ имел замечательную атмосферу. А "Ночной Дозор Racing", имея громадные возможности для обоснования сценарных ходов и дизайнерских находок - мир обязывает - не порадовал ничем особенным. Знакомые герои, простенькие брифинги и вязкая сюжетная пустота...
Ситуацию могла бы спасти качественная игровая составляющая. Жестко ограниченные барьерами (здесь их назвали магическими) трассы, линейное прохождение и отсутствие адреналина. Забудьте про столкновения из Flatout`a - каждый бортик, столб или кочка - серьезная преграда и опасность. Здесь столкновение с бортиком - лишь временное ограничение скорости. Многим нравится "мясо" из 10-16 машин, кто-то любит посоревноваться с одним-единственным управляемым AI автомобилем, но здесь нам жестко указали на наше место. Интерактивное кино в худшем смысле этого слова - нуль свободы, максимум ограничений. В турнире участвуют 6 гонщиков - по три представителя от Дневного и Ночного Дозоров. Огромного количества спецспособностей не ждите - у каждого героя свой транспорт и свой уникальный скилл.
Например, горсветовский "аварийный" ЗИЛ обладает умением ускоряться, УАЗ имеет суперфары, в свете которых автомобили противника резко теряют скорость, и так далее. Правда, большая часть скиллов бесполезна. Маленький смерч эффективен, защитное поле - на любителя. Поиграв полчаса в эту игру, каждый сможет составить свой "табель о рангах". Вместо подбираемых по пути или зарабатываемых особыми трюками бонусов все эти спецспособности доступны изначально, возможность использовать их не ограниченна ничем - ведь магическая сила пополняется во время гонки перманентно. Разработчики попытались внести в игру колорит тетралогии Лукьяненко - можно вызвать Завулона или Гесера, которые одарят конкурентов мощнейшими заклинаниями. Добавили нам и сумрак в идее спецрежима езды - ущерб увеличивается в два раза, пропадает уличное движение. На трассе остаются только противники да всяческие бонусы. Хотя сам трафик вызывает исключительно улыбку - не хватает только горбатых "Запорожцев" и "Побед". Да и сама оживленность трассы на дорогах нашей Родины в реальности совсем другая. Создается впечатление, что за рулем нейтральных авто сидят пресловутые "пьяные обезьяны с гранатой в руках" - бешеная скорость, вихляние слева-направо, попытки напакостить и навредить "дозорным".
Автомобили, конечно, играют важнейшую роль в любой, даже аркадной гонке. Затюнингованные под "хохлому" иномарки и нарочито тускло раскрашенные отечественные модели - явный признак отсутствия лицензии. Psycho Craft Studio вообще нужно поставить выговор с занесением в трудовую - если не создали нормальных автомобилей, то могли бы сделать хоть сносную физическую модель. Но, даже с использованием ньютоновского движка Tokamak, машины ведут себя неправдоподобно. Система повреждения отсутствует напрочь - так что раздолбать в пух и прах штатный УАЗик не получится. Не действуют и донельзя расхваленные погодные эффекты. Они, конечно, присутствуют, но это и есть самое лучшее для них определение.
В чемпионате всего лишь шесть недлинных заездов и очень быстро приедающиеся трассы. В памяти всплывают знакомые образы - МГУ, Красная площадь, гостиница "Космос" - которые быстро сменяются какими-то подворотнями. То мы были в центре столицы, то едем по типичным для любого "совкового" райцентра кварталам.
Но постепенно начинаешь понимать, какую свинью подложили тебе разработчики - "Ночной Дозор Racing" - командная игра. И все бы ничего, если бы очки плюсовались общие или можно было бы наподобие Juiced планировать состязания. Но нет - здесь такие модели геймплея неуместны. Выигрывает не кто-то один, а команда Светлых или Темных Иных, в зависимости от того, чей представитель пришел к финишу первым. Вот тут бы нам и сконцентрироваться на устранении соперников, предоставив коллегам "зеленую улицу". Все какое-никакое разнообразие в игре. Но нет - невежественные напарники (или натройники, кому как) совершенно не озабочены общей победой - они встряют в мимолетные стычки с соперником, забывают о нас и всячески оттесняют нас назад. Хорошо хоть от их спецспособностей мы не терпим урона - на нас магия своих не действует. Но и к финишу первыми им не пробиться. Поэтому если не пришел первым ты, то с 99-процентной вероятностью можно сказать, что победили соперники.
Мощного искусственного интеллекта, столь хвалимого издателем, ждать здесь нечего - соперники нагло используют запрещенные в приличном обществе козыри вроде слишком большого ускорения либо мгновенной подрисовки за задним бампером после крутого поворота. Игра превращается в расталкивание противников, "нейтралов" и коллег всеми возможными способами - магией, грубыми ударами и лишь изредка можно применить действительно красивые тактические ходы.
В мире сюрреализма, грез и мечтаний жили писатели, поэты, художники "серебряного века". Спустя почти век в этом мире начинают существовать и наши российские игродевелоперы - качественный скачок графики прошел мимо технологий, используемых в "Ночной Дозор Racing". Сочная палитра, допустим, здесь вовсе ни к чему - когда вы видели яркие кислотных оттенков автомобили последний раз?! К движку прикрутили отличные шейдерные эффекты. Ребята из Psycho Craft Studio показали, что с шейдерами еще могут работать на просторах России. А вот любителям в видеоопциях покопаться придется умерить пыл. Полноэкранное сглаживание отсутствует, правда, есть эффект "передержанного фото". Имеется приевшееся "замыливание" и прочие уже стандартные эффекты. Но чего-то сверхъестественного ждать нельзя. Есть только текстуры ужасающего качества и такого же разрешения (сверхсовременные мониторы и супер-видеокарты размером с клавиатуру отдыхают).
Вот что-что, а музыка порадовала. Существует две версии "Дозор Racing": "ночной" и "дневной". Правда, разница только в деталях и в саундтреках. "Ночной Дозор Racing" выдает дикую смесь отборнейшего русского рока и фанка; нецензурные выражения и современнейший да моднейший хип-хоп отечественных исполнителей - вот характеристика звукового ряда "Дневного Дозора..." Озвучка тоже держится на уровне - для нелицензированных автомобилей звучат как-то они слишком правдоподобно. Скрежет металла, визг шин и рев моторов иномарок будет сопровождать вас всю игру (если только вы решитесь ее приобрести).
Итоговые комментарии
Ничем, кроме как принадлежностью к вселенной "Дозоров", героиня моего обзора похвастаться не может - вялотекущий геймплей, смешные потуги сценаристов и постановщиков роликов, скучная и серая графика. Царство игр-поделок по мотивам растет, и на этот раз оно нашло еще одного достойного члена - невыразительного, с громким именем и отвратительным качеством исполнения. Халтура, она и в Африке халтура.
Геймплей: Однообразные заезды на изученным вдоль и поперек трассах, возня с напарниками и скупые магические приемы (большая часть которых попросту никчемна, а остальные едва ли превосходят по качеству исполнения стандартное для автоаркад нитро).
Графика: Серые пейзажи Москвы можно было бы превратить в конфетку за счет фотореалистичности. Модели угловаты и трассы поражают отсутствием смелых дизайнерских решений.
Звук: Озвучка 70% игр походят под определение "ни шатко, ни валко". Это наш случай.