Завистники и талантливые конкуренты пытаются обломать рога Limbo с её релиза в далёком 2010-м году. Однако выдать продукт того же пошиба и качества удалось лишь самим датчанам из Playdead (я об Inside, конечно же). Тем интереснее было следить за разработкой "российского ответа Limbo", The Mooseman, и наконец ознакомиться с игрой, заваленной хищными скелетами и ощетинившейся костяными лесами.

Загробному царству в The Mooseman достались лучшие эпизоды. А вот обитель людей и небеса представлены урывками.
Человеколось прямоходящий
The Mooseman, или по-русски "Человеколось", придумана и реализована пермяком Владимиром Белецким, скрывающимся за студией с чудным наименованием Morteshka. "Платформенная адвенчура" готовилась почти два года - видимо, без лишней спешки и с дотошным изучением музейных ценностей.Игра является своеобразным переложением преданий малочисленных народов коми, саамов и манси, а сюжетные вставки даже озвучены на коми. Отправной точкой для автора стали археологические находки - образки так называемого пермского звериного стиля. Так что порог вхождения в данном случае высок, что мигом сужает и без того невеликую аудиторию ценителей Limbo, Typoman и Never Alone.
Лось Ен, творец вселенной и людей, согласно фольклорному сюжету имел семь сыновей-шаманов - тех самых человеколосей из названия. Наделённые божественными силами родителя, они способны перемещаться между реальностью и измерением духов. Сам первобог Ен как-то завалил на охоте животное, таскавшее на себе солнце. Светило рухнуло в тартарары, и планета оказалась на пороге апокалипсиса. С тех пор отпрыски Ена поодиночке спускаются в преисподнюю, чтобы добыть щепотку огня. День за днём...
Путь за осколками солнца долог - нужно прошагать нижний, средний и верхний миры. Наибольшее внимание уделено загробному слою - здесь нас встречают исполинский медведь Ош, этакий Цербер, паук Черань о семидесяти семи глазах (старший брат Шелоб, не иначе!) и красноокие мертвецы, увязшие в реке Сир-Ю, полной гнилой плоти. Что и говорить, увиденное впечатляет гораздо больше, чем сухие экспозиции краеведческих музеев.

С глазастыми столбами связана пара загадок.
Ядро же геймплея The Mooseman - это разгадывание задачек. Перейдя в призрачный мир, шаман заставляет двигаться валуны (вернее, то, что мы считаем валунами), городя себе укрытие или переправу через пропасть. Коми-язычники, рыболовы и оленеводы, поклонялись стихиям, животным и деревьям, так что в игре одухотворено чуть ли не всё окружение. Пазлы сложны ровно настолько, чтобы просидеть над ними минутку-другую. В качестве "боссов" выступают лешие да водяные, но сражения не требуют аркадной сноровки - достаточно схватить, в чём загадка, и неторопливо и обстоятельно решить её, пока очередной шестиногий лось старчески медленно щёлкает челюстью.
Одним словом, "боссы" не нарушают величавой поступи расслабляющего геймплея. Шествуя мимо столбов-идолов, вы будете открывать странички интерактивной энциклопедии - что-то вроде зарисовок из Never Alone. Вызов для повторного прохождения - сбор музейных фигурок (гребни, подвески и прочее), рассованных по укромным углам. Кому-то приключение покажется невыносимо скучным - ещё бы, глаза работают, пальцы отдыхают. Мне же было интересно узнать, чем жили и во что верили Предуралье и Урал до прихода Ермака и промышленников Строгановых. Повествование трогает примерно как в Journey - в отличие от Owlboy с её детской историей.

Холмы - не то, чем кажутся. И у них тоже есть глаза!
***
Рене Зеллвегер (Renee Zellweger) осталась бы довольна детищем пермяков! "Оскаровская" лауреатка, напомню, ведёт род как раз от саамов. А если серьёзно, у Morteshka получилась на удивление душевная аркада на незаезженную тему. Мальчишка из Limbo, правда, может спать спокойно - в своём сегменте он по-прежнему вне конкуренции. Даже рогатый шаман ему не помеха.Плюсы: приятная самобытная графика; показательная информативность (занятная выжимка сказаний и легенд коми, саамов и манси); гибрид удачных механик Limbo и Never Alone.
Минусы: анимации не хватает плавности; короткая продолжительность (полтора - два часа, в зависимости от любви к чтению).