У всех, кто увидел это название, в душе родился крик: что-то новое про вампиров, в духе Bloodlines и Redemption! Нет, Masquerada: Songs and Shadows не имеет отношения к культовой вселенной World of Darkness и её ответвлению. Но здесь тоже много подковёрных интриг, скандалов, расследований и политических игр, которые ведут многочисленные кланы и группировки. И их участники также носят маски - правда, в данном случае не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом.
Маги воздуха атакуют врагов, яростно играя на флейте. Кстати, тут нам ещё и колыбели приходится защищать.
Masquerada: Songs and Shadows - партийная тактическая RPG, вдохновлённая историей и культурой Италии эпохи Возрождения. Авторы придумали очень богатый, подробно проработанный мир, похожий на устройство какого-нибудь флорентийского или венецианского общества, - множество гильдий, фракций, каких-то организаций с собственными полномочиями и титулами, учёных, торговцев. И всё это связано в клубок сложных взаимоотношений, в которых неизбежны вышеупомянутые скандалы, интриги, расследования, политические игры и борьба за власть.
Разница в том, что в этом мире есть магия. Источником её является явление под названием The Mascherines, а инструментом - те самые маски. Типичные и очень красивые венецианские маски, в которых ходили на маскарады, здесь придают своим владельцам не только пикантную таинственность, но и особые магические умения. Естественно, доступ к ним имеют только представители высших классов и особо привилегированные люди, которые все вместе составляют ту самую Masquerada. Обделённые низшие слои называются Contadani. В какой-то момент между ними, естественно, началась гражданская война.
Политика занимается тобой
Действие разворачивается в городе Citte della Ombre, а играем мы за молодого человека по имени Cicero Gavar. Он также имеет право носить магические маски, ведь он один из лучших inspettore города - это такой отдельный класс сыщиков и прокуроров в одном лице, которые подчиняются вышестоящим товарищам, но при этом обладают очень большими полномочиями, чтобы расследовать самые разные дела, в том числе и государственной важности. Поэтому их все уважают и, чуть что случится, бегут к ним за помощью.
Проблема в том, что пять лет назад брат Сисеро участвовал в попытке госпереворота в Ombre и был убит, поэтому нашего героя отправили в ссылку. И вот вдруг мэр города (которого и хотел свергнуть брат) вызывает опального инспектора обратно, возвращает все полномочия и просит заняться очень важным делом - найти пропавшего учёного, который изучал происхождение этой самой магии масок.
Картинка выглядит очень стильно и симпатично.
Домашнее чтение
Masquerada: Songs and Shadows делает ставку именно на сюжет - никаких побочных заданий, свободного исследования мира и прочих вольностей. Причём авторы рассказывают подчёркнуто линейную историю. В игре масса диалогов, но мы в них участия не принимаем - слушаем, читаем или пропускаем. Но делать последнее строго не рекомендуется - отсутствие свободы и выбора авторы с лихвой компенсируют именно увлекательностью самой истории, глубиной проработки и мира в целом, и каждого персонажа в частности.
Фактически перед нами захватывающая интерактивная книга - богато иллюстрированная (посмотрите на скриншоты), снабжённая стильными комиксовыми вставками, великолепно озвученная профессиональными актёрами, дополненная красивой оркестровой музыкой и даже проникновенными оперными партиями.
В игре есть встроенный кодекс, куда заносится информация обо всех аспектах жизни, о гильдиях, фракциях, титулах, персонажах. Там просто горы текста. И если всё это прочитать, то перед вами откроется дивный мир - со своей историей, с кучей разнообразных деталей и нюансов. В таком случае всё происходящее воспринимается очень цельно - здесь можно раствориться, а потом ещё требовать продолжения и настоящей книги по мотивам.
Про людей
Особенно много записей про персонажей, которые окружают нашего героя. Каждый второй встречный так или иначе знаком с Сисеро, и с ним связана какая-то интересная история. Например, зайдя по делам в Зал поющих деревьев (да, есть здесь и такой), мы встречаем трогательную слепую девушку с платком на лице, скрывающим глаза. Обнялись, обмолвились парой слов, пошли дальше. А в кодексе появилась целая история, из которой мы узнаём, как эта девушка однажды спасла нам жизнь и почему она ослепла. И так тут во всём...
На каждом экране много разных деталей, но взаимодействовать со всем этим, как правило, нельзя.
Ну и вообще в истории многие вещи связаны именно с тенями и тайнами прошлого, в том числе, понятно, с прошлым нашего героя. Тот же моряк сначала пытается помочь нам справиться с личными демонами, потом уже руку помощи протягиваем мы ему... Короче, следить за всем этим страшно интересно.
Маской по лбу
Развивают всю эту великолепную историю в Masquerada: Songs and Shadows не только диалоги и тексты, но и сражения. В целом они достаточно типичны для партийных RPG - персонажи атакуют и используют умения в реальном времени, но в любой момент можно поставить всё это дело на паузу и лично раздать указания.
Способности связаны с магией стихий - огня, воды, земли или воздуха. В самом начале вы выбираете стихию для своего героя, а у его напарников специализации определены заранее. То есть кто-то будет метать огненные шары и воздвигать огненные же стены, а кто-то - бросаться грязью и пылью или сдувать противников ветром. У каждого персонажа по четыре таких "скилла", которые вы развиваете по мере получения новых уровней и очков способностей.
Комикс из игры тоже получился бы отличный.
Броуновское движение
Кроме того, важную роль в сражениях играют стойки - они не только позволяют быстро атаковать в ближнем бою, уходить в защиту или использовать дальнобойное оружие, но и генерируют разные пассивные умения, а также влияют на скорость накопления Mask Charge. Есть и зачаточный "крафтинг", позволяющий создавать руны с пассивными бонусами.
В целом сражения получились интересными и напряжёнными и напоминают то, что мы видели в Aarklash: Legacy, - здесь, например, точно так же нужно постоянно следить за направлением атак, уводя своих бойцов из-под массированных ударов и магических "артобстрелов".
Однако есть одно но, и в этом лично у меня заключается единственная претензия к Masquerada: Songs and Shadows. Речь об интеллекте наших напарников. Оставленные без присмотра, они ведут себя как слетевшие с катушек берсерки и истерички - хаотично бегают от одного врага к другому, бьют кого попало и лезут на рожон с усердием заслуженного камикадзе республики Ombre.
Можно отдать приказ держать позицию, чтобы эта истеричка, наконец, встала на одном месте и била только тех, кто оказался в шаговой доступности. Но как только вы указываете использовать умение, боец снова переходит в режим хаотичного перемещения. Соответственно, настройка ситуаций, на кого и когда персонаж будет применять ту или иную способность, не шибко помогает - в перерывах он всё равно будет бегать с оружием от одного к другому.
Чтобы найти новые маски, нужно внимательно смотреть по сторонам.
***
Masquerada: Songs and Shadows - это два в одном. Великолепная интерактивная книга в красивой упаковке - с увлекательной историей, венецианскими масками и оперной музыкой. И суровая тактическая RPG со своими особенностями - и, к сожалению, с проблемами в поведении напарников. Если авторы разберутся с последними (а в патчах они особую ставку делают именно на полировку ИИ), то получат от нас все высшие баллы - такие проработанные в литературном плане ролевые игры сегодня делает только Obsidian Entertainment. Ну а пока - заслуженное "похвально". И да, читатели, учите английский - многое теряете...Плюсы: увлекательный сюжет, полный интриг, заговоров и тайн; отлично проработанный мир; великолепно прописанные персонажи и диалоги; динамично развивающиеся отношения с напарниками; сложные тактические сражения; интересная механика стихийной магии; стильная картинка; атмосферный оркестровый саундтрек и выразительное озвучивание каждого диалога.
Минусы: тотальная линейность понравится не всем; ИИ напарников в бою откровенно хромает; нет экипировки и "лута"; сохраняться можно только по "чекпоинтам".