Произведение Мэтта Навы (Matt Nava) и студии Giant Squid предлагает погрузиться на дно океана, но не в поисках сокровищ или тайн мироздания, а за одними лишь эмоциями. В игровой индустрии уверенно побеждает постмодернизм. Что в недавно захваленной Inside, что в Abzu мы различаем нечто глубокомысленное, но, скорее всего, лишённое смысла. Остаётся только расслабиться и получать удовольствие.
Кто проживает на дне океана?
Девушка, истинную природу которой авторы раскрывают на полпути к развязке, исследует океан, изредка прыгая по-дельфиньи над его поверхностью. Хотя героиня подаёт ультразвуковые сигналы на манер локации китов-белух, взаимодействие с миром здесь минимально - прямо как в Journey, предыдущем проекте Навы. С другой стороны, когда короткий сигнал меняет поведение косяка из нескольких сотен рыб, у вас невольно замирает сердце. Потому что симуляция водной жизни выполнена в Abzu на славу: пластика рыб взята с натуры, хищники охотятся, стаи голубых хирургов снуют вокруг кораллов, водоросли колышутся в ритме волн. И эта картина не разваливается на фрагменты, в любой момент она цельна и самодостаточна - вот вам ещё один аргумент в пользу игр как искусства. Визуальный экстаз здорово подкрепляют симфонии Остина Уинтори (Austin Wintory) - композитора Journey, The Banner Saga и Assassin"s Creed: Syndicate.

Зато сложностей - кит наплакал. Головоломки сводятся к открыванию ворот, взаимодействию с дронами-помощниками или поиску ракушек, а чтобы никто не заблудился, океан поделён на локации. Для завершения очередного этапа путешествия достаточно проплыть сквозь руины, оставленные на дне древней цивилизацией (только ленивый не увидит намёка на Атлантиду). Загадочности добавляет и то, что развалины на манер сообщающихся сосудов связаны с миром духов, плодящим формы жизни от контакта с героиней. Поначалу следы культуры - редкость, но по мере продвижения к ей одной известной цели девушка попадает в подводный город с залами, галереями и украшенными в подражание воротам Иштар стенами. Здесь глазурь на кирпичной кладке повествует о жизни некоей расы и её связи с миром игры.

Природа тоже художник, и в Giant Squid об этом знают.
Жизнь начинает и выигрывает
Ещё один аспект философии Giant Squid - конфликт природы и технологий, будь они хоть сто раз полезными и фантастическими. Во вселенной Abzu сосуществуют два начала: прекрасное связано с флорой и фауной, а безобразное - с оставленными в пучине механизмами. Даже самая жуткая акула всё равно великолепнее машины, бьющей хищника током. Вот почему история с большой белой акулой намеренно сделана такой же трогательной, какими бывают разве что мультфильмы Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki). В определённый момент понимаешь, что занят если не спасением здешней жизни, то как минимум её поддержкой. И это, пожалуй, единственная суть происходящего.

Не пытайтесь повторить в домашних условиях.
***
Abzu раскрывает себя без текста и внятного сюжета, но при помощи красок, движения, звука. Это больше произведение искусства, чем собственно игра. Ведь здесь нет ни сражений, ни сложных задач, ни даже угроз - лишь бездна спокойствия на пёстрой палитре. И хорошо, что в индустрии, чаще делающей ставку на соревнование, экшен и агрессию, нашлось место для такой красивой диковины, где для вызова бури эмоций достаточно плыть по течению. Но если ищете не только эстетику, но ещё и геймплей - проплывайте мимо.Плюсы: потрясающая передача красок и жизни океана; приятные дизайн и музыка; способ отдохнуть от суеты; добро побеждает.
Минусы: здесь больше созерцаешь, чем играешь; предыстория мира не раскрыта; сюжет рудиментарен; путешествие оказывается до обидного коротким.