Если DLC для пятой части Civilization были сродни украшению, то "Прилив" впору сравнить со спасательным кругом. Ведь после вялого старта Beyond Earth, прохладно принятой как критиками, так и фанатами, осталась надежда только на знаменитое "второе дыхание" Firaxis. А оно, если учесть Brave New World и XCOM: Enemy Within, дорогого стоит - разработчики уже зарекомендовали себя доками по части дополнений. Но оправдывает ли Rising Tide возложенные на добавку надежды и не слишком ли поздно подогревать интерес к разочаровавшей многих стратегии?

Гидропоника - наше всё!
С выходом DLC игра действительно изменилась, но знакомые с "ванильной" версией вряд ли заблудятся в трёх соснах геймплея. Как и в оригинале, надо взять под опеку группу беженцев с гибнущей Земли, чтобы колонизировать одну из далёких планет, включая свежие миры - вулканический и ледяной. Путей к победе всё так же пять: кроме банального завоевания и контакта с внеземным разумом можно достичь цели любого из совершенств - Превосходства, Праведности или Гармонии. Да и бытие по-прежнему определяет сознание: праведники, ждущие бедных родственников с Земли, предпочитают антигравий и титан, для триумфа Превосходства нужен фираксит, а Гармония отращивает клешни в лужах ксеномассы. Несмотря на возможность комбинировать совершенства ради гибридных войск, прямой курс всё-таки более выгоден, поскольку чистокровные "юниты" крепче, а открытие "сортовых" технологий приближает победу.
Не тронув основные миссии, Firaxis в Rising Tide живо разнообразила окружение. Океан теперь - такая же полноценная среда обитания, как и суша. Здесь можно строить города, бороться с гигантскими моллюсками, разоряя их подводные гнёзда, вести раскопки и обрабатывать ресурсы, зачастую отличные от тех, что встречаются на берегу. Но разница между плавучими и обычными колониями куда разительнее сходства и не ограничивается одной лишь эстетикой или упором на флот в ущерб сухопутным войскам. Фактически DLC предлагает два стиля развития, отличных друг от друга, как бокс и карате. Город на воде не растёт сам по себе, за счёт очков культуры, поэтому для расширения границ его приходится перемещать либо по старинке скупать клетки за энергию - местный аналог монет.
С одной стороны, это удобно: чтобы дотянуться до особо ценного ресурса, не обязательно тренировать поселенца и закладывать аванпост - достаточно придвинуться ближе. Если нефть не плывёт к Магомету, Магомет плывёт к нефти - всё логично. С другой стороны, морские города либо движутся, либо что-то производят - третьего не дано. Поэтому тратить драгоценные ходы на шажок в клетку всё-таки накладно, особенно в начале партии. Зато пучина намного податливее для изучения, чем суша: пока исследователи на берегу огибают разломы да скалы, давясь ядовитой "миазмой", в океане достаточно лавировать между гидрокораллами - шутка природы, а не препятствие. Впрочем, здесь Rising Tide уравнивает шансы, ведь путешествия по воде и отправка торговых судов перестали требовать отдельной технологии.

Кавита предлагает подлечиться - хорошо идёт под рост городов и войну.
От любви до ненависти
В Rising Tide прежний набор из восьми фракций дополнили ещё четырьмя. Мастера городского развития Аль-Фалах, Североморский альянс с прочными колониями на море, специалисты по тайным операциям Чунгсу и ИНТЕГР - европейцы, способные экономить дипломатический капитал. Это новый ресурс игры (наравне с энергией, наукой и культурой), под который даже подстроили бонусы Бразилии и Паназиатской ассоциации. Отныне затевать переговоры с оппонентами без очков дипломатии - как ходить в магазин без денег: услуги в кредит здесь больше не котируются. А работает принцип, здорово напоминающий систему престижа из Endless Legend, где политика на основе одних лишь намерений невозможна.В любой договор, вплоть до перемирия, надо вкладывать очки дипломатии, начисляемые в основном от зданий. Соглашения в Beyond Earth теперь выглядят так: вы обмениваете часть поступлений дипломатического капитала на какой-либо бонус. Разумеется, чем он полезнее, тем дороже: хотите увеличить зону действия спутников - раскошельтесь на 9 очков дипломатии в ход, а поднять на 20% доходы столицы будет стоить уже 25. У каждого лидера - свои предложения, поэтому ассортимент внешнеполитических актов получился весьма внушительным. Жаль, упразднили обмен ресурсами - за ними приходится отправлять караваны или армию. Но ещё обиднее запрет на настройку условий договоров, чем всегда отличался сериал Sid Meier’s Civilization.

Как можно заметить, Дункан Хьюз из Североморского альянса вовсю интригует, а по виду - простецкий мужик.
Наконец, дипломатический капитал можно конвертировать в личные умения вашего предводителя. Всего их доступно четыре: одно врождённое, а остальные - гражданское, политическое и военное - разрешается тасовать как угодно и, в случае необходимости, менять за дополнительную плату, словно в какой-нибудь RPG. Оно и правильно, ведь на разных этапах партии пригождаются различные вещи: сейчас важно поправить здоровье колонистов, а затем - рвануть в науку или производство. Благодаря этому дипкапитал не скапливается и не лежит мёртвым грузом - он постоянно в деле, всё время приносит пользу.
Колонизируй это
То есть Rising Tide - это серьёзное дополнение в духе Firaxis: с уймой контента, перелопаченной механикой и совершенно особым характером. Civilization: Beyond Earth наконец-то обрела ту индивидуальность, которой ей не хватало в момент релиза, из-за чего стратегию корили неполноценностью и обзывали расширением пятой "Цивилизации", раздутым до состояния "вещи в себе". Теперь же продукт созрел и готов к употреблению, так что большинство претензий к разработчикам можно оставить в прошлом.

Африканский БРШР Родригес грустно ушёл убивать всех людей.
Плюсы: колонизация океанов; логичная дипломатия; благодаря синергии совершенств, артефактам, новым монстрам, "юнитам" и зданиям стратегия стала глубже оригинальной версии.
Минусы: нельзя настроить условия соглашений; прежние мини-квесты и сценарии побед.