Wolfenstein за последние шесть лет удалось совершить несколько кульбитов на глазах удивленной публики. Легендарная серия потерпела крах после неудачного перезапуска 2009-го года, но сумела вернуться "в князи" благодаря стараниям MachineGames. Шведские разработчики подарили серии новую жизнь - после триумфа The New Order дополнение The Old Blood заочно оказалось одним из фаворитов среди шутеров нынешнего года.

Как оказалось, это одно из эффективнейших средств устранения роботов и киберпсов.
The Old Blood - это самостоятельный аддон к Wolfenstein: The New Order. Для его запуска не понадобится оригинал. Более того, для полноценного погружения в сюжет не пригодится даже знание событий прошлой игры - мы имеем дело с приквелом, который рассказывает о том, что произошло незадолго до известного противостояния Бласковица с генералом Черепом.
1946-й год, Би-Джей с напарником, переодетые в форму немецких солдат, подъезжают к замку Вольфенштайн. Задача нетривиальна: с помощью фальшивых документов проникнуть внутрь и выкрасть бумаги с информацией о местонахождении Черепа. Само собой, все идет не так гладко, как планировалось: героев вычисляют, и вскоре вся охрана замка по боевой тревоге "тепло" встречает Бласковица.
Неожиданно возникшую проблему наш герой решает с присущим только ему дипломатическим искусством: он попадает в местную тюрьму и сбегает из нее, раз за разом теряет все свое вооружение, оказывается привязанным к электрическому стулу перед лицом главного злодея. Подобный стратегический маневр в дальнейшем, как вы помните, он использует и против Черепа в The New Order. Гибнущий напарник, пытки, ситуации безысходности - в сценарных компонентах The Old Blood не стесняется копировать свою предшественницу.

Картошка! Она существует!
Если в плане динамики развития сюжета The Old Blood осталась верна оригиналу, то по драматизму и накалу страстей она до него явно не дотягивает. Игра стала чуть более наивной и чуть менее экспрессивной. Вспомните, насколько значимыми для погружения в атмосферу и сеттинг были взаимоотношения и беседы Бласковица с Анной и другими действующими лицами. Здесь же бравый американский вояка Би-Джей предстает циничной машиной для истребления немцев. Иронично-героический пафос остался на месте: протагонист умудряется шутить с приставившими к его виску пистолет нацистами. Но кроме бесконечной ненависти к Рейху в характере главного героя сложно уловить что-либо еще.
Wolfenstein: The Old Blood проста, весела и беззаботна. Попытки разработчиков добавить немного драматизма разбиваются о циничные шутки Бласковица и малый хронометраж игры - за тот короткий промежуток времени, за который она проходится, к персонажам просто не успеваешь привыкнуть, а потому их проблемы и исполненные героизма действия не воспринимаются серьезно.
В The Old Blood не нашлось места драме, но, несмотря на это, здесь можно найти много любопытной информации о вселенной Wolfenstein. Как и раньше, мы можем продлить игровое время, читая всевозможные записки и дневники, разглядывая плакаты нацистской пропаганды, слушая забавные диалоги немецких солдат. По уровням разбросано множество "пасхалок" и просто достойных внимания вещей, рассказывающих интересные факты из альтернативной истории.

Еще ни один фриц не выполнил своего обещания.
Относительная "пресность" сюжетной линии компенсируется динамикой развивающихся событий. На протяжении восьми коротких глав Бласковиц смерчем проносится по замку Вольфенштайн, отправляется в оккупированную немцами деревню Вольфбург, оттуда - прямиком в катакомбы, в которых обитает древнее и таинственное существо. Благодаря постоянно сменяющим друг друга декорациям и обилию кат-сцен кампания проходится на одном дыхании.
Впрочем, в дальнейшем все становится на свои места. В руках Би-Джея оказываются два пулемета, и The Old Blood достигает привычного игрового ритма. Того самого ритма, который лег в основу успеха предыдущего творения MachineGames: ураганный экшен здесь постоянно делает реверансы в сторону незамысловатого стелса; напряжение и сложность возрастают, пока не достигнут своего апогея в битве с "боссом". Затем - пауза, небольшая кат-сцена, после чего цикл повторяется, но каждый раз обогащается чем-то новым: то из турели дадут пострелять, то на фуникулере прокатиться, то позволят оседлать большого меха.
Надоела непрерывная стрельба? Вот вам немножко стелса. Приелся и он? Поработайте официантом, обслуживая нацистского археолога. Вообще смотреть на нацистов больше не можете? Тогда сражайтесь с зомби. MachineGames в нужный момент подкидывает нечто новое, поддерживая интерес на протяжении всей игры.

В игре множество отсылок к оригинальной Wolfenstein.
Знакомая механика перекочевала в дополнение без явных изменений - со всеми достоинствами и недостатками. Отлично стимулирует оставаться незамеченным умение нацистов бить тревогу: узнав о присутствии Бласковица, фрицы тут же вызовут подкрепление, и несколько десятков противников, как пчелы на мед, набросятся на главного героя. Да, стелс заметно упрощает жизнь в некоторых эпизодах. Однако недостаточная разветвленность локаций и их относительно малый размер позволяет выкидывать совсем непорядочные вещи: будучи замеченным, можно просто промчаться до следующего "чекпоинта", не обращая внимания на врагов. Трюк удается даже на высших уровнях сложности.
Подобное поведение вполне объяснимо - стелс в последних двух Wolfenstein ничем примечательным не выделяется. Противники не слышат вас на расстоянии двух шагов, зато прекрасно видят в темноте. Единственное условие - оставаться вне их поля зрения. Подобравшись к нацисту со спины, можно смело выполнять быстрое убийство. Последнее теперь можно реализовывать также и при помощи труб - нового оружия ближнего боя, которое, помимо своей основной цели, используется здесь в качестве универсального ключа от всех дверей, а также альпинистского инструмента для подъема на высокие участки.
Есть и другие новинки в арсенале героя. Обрез, винтовка с оптическим прицелом, пистолет с разрывными снарядами - ничего экзотического, но каждая из "пушек" находит свое применение во вполне определенных ситуациях. Рядовых бойцов шпигуем из пулеметов, в сражениях с противниками на большой дистанции беремся за винтовку, встретили врага потяжелее - тут подойдут бомбы и дробовики.
Ряды противников Бласковица пополнились "старыми друзьями". Помимо роботов, о которых уже было сказано выше, герою придется столкнуться с зомби. Хотя сами они особой опасности не представляют, неожиданно возникающая в дверном проеме рожа мертвеца добавляет элемент хоррора в геймплей.

Чистокровный ариец!
***
The Old Blood - почти образцовое дополнение. Занятный сюжет, раскрывающий новые стороны вселенной, парочка новых "пушек" и видов врагов и, самое главное, выдержанный на уровне оригинала ритм - MachineGames успешно продолжила начатое ей перерождение серии Wolfenstein.Плюсы: зомби-нацисты; сохранена привычная динамика геймплея; новые виды оружия; обилие деталей, раскрывающих сеттинг.
Минусы: вялое начало игры; недостаток драмы в сюжете.