1984-й год, Афганистан. По пыльной дороге скачет одинокий всадник с бионической рукой. Вдруг он дёргает поводья и останавливает лошадь. По команде "Давай!" она тужится и вываливает кучку говна на землю. Позднее на ней забуксует джип с советской солдатнёй, но это будет потом, а сейчас перед нашим героем вражеский аванопст, сверкающий отполированными боками контейнеров, новенькими пулемётами и бронетранспортом.
Ничего не подозревающие военные беседуют, обсуждают трудности перевода с русского на английский и сменяют друг друга в карауле. Внезапно из кустов выныривает тень. Несколько выстрелов - и весь гарнизон мирно храпит. Ещё мгновение - и чужак отправляет в небо на воздушных шариках всё, что не привинчено к земле. "Хорошая работа, Босс, нам это пригодится!"
Впереди ещё много работы...

Окутанная драмами и обидами Metal Gear Solid V, последнее слово Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) в истории про роботов с ногами, заочно стала культом и игрой года. Фирменный сюжет, популярные в народе элементы и вечно молодой японский творец - с виду безотказная комбинация. Увы, только с виду.
Не буду лукавить и притворяться - я всегда относился к MGS с нескрываемой иронией и не воспринимал непонятный "восточный колорит" всерьёз. Короткое знакомство со второй и третьей номерными частями не оставило приятных воспоминаний. Наверняка полный праведного гнева фанат Снейков при виде вердикта захочет окунуть меня в чан с кипящим маслом, обвинить в незнании матчасти и критически необходимых для восприятия происходящего на экране нюансов серии. Это можно, но, прежде чем остервенело отстукивать по клавишам оскорбления, рекомендую прочитать рецензию от начала до конца.
Как ни странно, ни к сюжету с паранормальной чертовщиной, ни к эвакуации овец на аэростате вопросов как раз никаких нет - после крутейшего пролога я понял, куда попал, и дальше ничему не удивлялся. Голограммы, роботы, портативный компьютер и искусственный интеллект в 1984-м году? Без проблем, верю. Более того, глобальная история про частные военные корпорации, контроль над ядерным оружием, ООН, МАГАТЭ и напавшие на Афганистан советские войска выглядит свежо на фоне сопливого противостояния обиженному на весь мир бывшему-сотруднику-АНБ в среднестатистическом милитари-боевике. Никогда бы не подумал, что MGS по силам меня увлечь и заставить по полчаса слушать аудиозаписи, но это действительно произошло. Не ручаюсь за поклонников творчества Кодзимы, но мне, как новичку, история показалась крайне увлекательной. Добавьте к этому фантастически зрелищные кат-сцены - вообще красота!
Все проблемы Metal Gear Solid V кроются собственно в игровом процессе, описать который можно одним "твитом" - "типичный открытый мир".

Немного японского колорита =^_^=
Восстановив силы после комы, Биг Босс (он же Снейк) обнаруживает себя на Главной базе (Mother Base) в компании Оцелота и других смешных имён. За долгие годы мир изменился - нужно заново поднимать бизнес, возвращаться на войну. В одну секунду на хмурого героя сваливается жуткая бытовуха: собери ресурсы, найди транспорт, завербуй людей, а потом распредели их по разным подразделениям в зависимости от навыков, а ещё не помешал бы переводчик... В этот момент понимаешь, что остросюжетный триллер неизбежно превратится в симулятор грузоперевозок.
Возникает правильная ассоциация с Dragon Age: Inquisition - следуя какой-то странной моде, The Phantom Pain погружает игрока в пучину цифр, счётчиков прогресса и второстепенной возни. Повидавший дерьма Снейк, глава солидной ЧВК Diamond Dogs, ползает на карачках в поисках целебной травы, выслеживает легендарных медведей. Какой-нибудь пиар-менеджер из Konami уверенно скажет, что всё это необязательно, но на самом деле обязательно. В один прекрасный момент на задании потребуется "прокачанный" аэростат, а для его производства нужен научный отдел 25 уровня, 5 000 минералов и две вороны. Вперёд, Босс, да печенье к чаю не забудь!

Эти танки отлично впишутся в интерьер базы.
Концепция открытого мира дала Биг Боссу мало хорошего. Имеющиеся в Metal Gear Solid V просторы пугают однообразием. Здесь просто нечем заняться, поэтому приходится по 10 минут наматывать круги между одним заданием и вторым в надежде встретить хотя бы ослика. Само собой, теоретическое богатство тактик вроде как впечатляет. Номинально MGS V позволяет практически всё, но самостоятельно экспериментировать совершенно не хочется, да и Кодзима, в общем-то, не настаивает. Искусственный интеллект беспросветно туп, и даже если советский душегуб, взорвавший десяток кишлаков, внезапно обнаружит Снейка ворующим парочку танков, можно просто скрыться в ближайших кустах. "Наверное, это была крыса", - через минуту решит враг, шагая по трупам товарищей. Убедившись, что вокруг все стихли, герой как ни в чём не бывало возвращается к своим тёмным делишкам и тырит казённую советскую технику.
Задания делятся на три вида: основные, побочные и внешние. Первые очень неравномерно двигают вперёд сюжет, вторые нужны главным образом ради "прокачки", третьи - исключительно ради "прокачки" и выполняются в реальном времени вашими отрядами где-то за кадром. Цели миссий чаще всего однотипны - ликвидируй/эвакуируй ВИПа, укради чертёж/контейнер/танк. Много раз придётся возвращаться в одни и те же места, устраняя одних и тех же противников. Это утомляет.
Сильнее всего на разнообразие влияют напарники, которых Снейк может брать с собой на задание. Собачка, самый милый персонаж игры, обнаруживает врагов и ценные предметы; сюжетно полуголая снайперша Молчунья (Quiet)... снайперит; лошадка какает на дорогу; и так далее. Все спутники охотно "прокачиваются" и "кастомизируются". С этим делом у The Phantom Pain вообще полный порядок - при желании можно настроить всё, начиная с эмблемы на плече и заканчивая цветом Главной базы. У меня она, разумеется, была розовой.

Молчунья - красивая, полуголая и не болтает. Идеальная женщина!
***
Наверняка к этому абзацу, дорогой читатель, ты уже решил, что я ненавижу Metal Gear Solid V. Я не без удовольствия потратил на неё 60 часов, и за это время между нами было всё: любовь, непонимание, радость, злоба, усталость. Я был без ума от каждой сцены с пёсиком D-Dog и люто ненавидел африканских детей с автоматами. Я напряжённо всматривался в каждый кадр финальных сцен, пытаясь раскусить хитрый замысел Кодзимы, и скучал, продираясь к концовке через десятки угрюмых аванпостов. Сплошной контраст!The Phantom Pain состоит из миллиона деталей, образующих интересный, но громоздкий шпионский боевик. В этой статье я не описал даже сотой доли того, что можно обнаружить в игре. Проблема в том, что лично мне в ней разбираться совсем не захотелось. Времени жалко.
P.S. Все многопользовательские компоненты на момент написания рецензии были недоступны. О них мы расскажем позже.
Плюсы: небанальный сюжет; полуголая снайперша; милый пёсик; розовая база.
Минусы: глупые враги; однотипные задания; перегруженность второстепенными игровыми элементами.