Помимо старых знакомых здесь попадаются и новые герои.
Текса Мерфи помнят и любят по нескольким причинам. Его приключения были действительно яркими и запоминающимися, а мир, в котором разворачивалось действие всех игр серии (первая из них вышла в далеком 1989-м году), резко выделялся на фоне остальных игровых вселенных. Это была такая комедийная версия "Бегущего по лезвию" - смесь киберпанка и нуара, но с забавными мутантами и множеством шуток.
Текс был типичным детективом в сером плаще из нуар-фильмов 40-50-х годов прошлого века. В его офисе - портрет Хампфри Богарта и статуэтка мальтийского сокола, на голове - фетровая шляпа, в руках очень часто оказывалась початая бутылка бурбона, а на языке - шутки и комментарии разной степени циничности. На месте были и другие приметы нуара - загадочные убийства, грязные тайны и роковые женщины. И точно так же, как герой "Мальтийского сокола", Текс не признавал законов и вел расследования по собственным понятиям. А потому часто попадал в разные неприятности и не менее часто получал по голове.
Но жил при этом Текс в мире, пережившем Третью мировую войну. Его родной Сан-Франциско наполовину в руинах, небо над городом красное из-за радиации, а в незащищенных районах полно мутантов. Сам Мерфи благодаря генетической устойчивости остался нормальным, но из-за вечного отсутствия средств и пристрастия к бурбону жил и работал он как раз среди всяких отбросов - в гостинице на Чандлер Авеню. В то же время тут были многие приметы киберпанка - импланты, всякие футуристические девайсы, роботы и киборги на улицах, летающие такси над переливающимся неоновыми вывесками городом...
Помимо необычного сеттинга и крайне харизматичного героя квесты про Текса Мерфи запоминались тем, что все роли в них исполняли живые актеры, а все внутриигровые кат-сцены и ролики были записаны в формате FMV. Конечно, звезды Голливуда там не участвовали, но играли актеры старательно и забавно, что придавало игре налет этакого ироничного треша, в котором многие находили и находят свой шарм.
Периодически нам предлагают сделать выбор, который повлияет на концовку игры. Можно, например, согласиться переспать с этой дамой, а можно стоически остаться верным погибшей Челси.
Последняя до сегодняшнего дня игра серии, Tex Muprhy: Overseer, вышла в 1998-м году. Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure по своей структуре и механике практически ничем от нее не отличается. ССЋжет игры прямо продолжает события Overseer. Там Текса и его подругу Челси застрелили в летающем такси. Вроде бы застрелили. И вроде бы Текс умер.
И вот теперь он обнаруживает себя лежащим на полу в собственном старом офисе, с привычным синяком на голове. И вскоре с ужасом понимает, что с момента роковых выстрелов прошло семь лет, а он ничего не помнит про то, что происходило с ним эти годы. Теперь Тексу нужно вернуть память и узнать, что же произошло с ним и Челси. И почему он жив.
Несмотря на семь минувших лет, Текс все тот же. Он чуть постарел, меньше пьет и курит (видимо, сказалась пропаганда здорового образа жизни в сегодняшней Америке), но это такой же острый на язык, ироничный детектив в фетровой шляпе, который любит старые фильмы, красивых женщин и попадать в неприятности.
Текс общается со старыми знакомыми, посещает все те же закусочные и магазины на Чандлер Авеню и все так же расследует загадочные убийства. И все это по-прежнему подается в формате живого видео с реальными актерами, среди которых, к удовольствию фанатов, много знакомых, хотя и постаревших лиц.Фанаты, скорее всего, получат от Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure свое законное, оплаченное через Kickstarter удовольствие. Да, ролики по антуражу кажутся более бедными в сравнении с теми, что были раньше, - во всем этом чувствуется нехватка нормального бюджета. Но зато тут все такой же увлекательный (и причем нелинейный) сюжет, в котором присутствуют эксперименты с человеческой памятью, роковые женщины и забытые открытия Николы Теслы. Здесь полно интриг, шуток, иронии и забавных персонажей - например, мы встречаем инвалида-карлика в пожарной форме и гея-уфолога, помешанного на теориях заговора. А что касается постаревших актеров, которые, конечно, несколько переигрывают в роликах (причем сознательно), то это часть общей иронии, неизбежные приметы комедийного треша.
Текс по-прежнему находит ироничный комментарий к каждому персонажу и к каждому предмету на экране.
А вот для более современной публики Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure - это просто треш, без всяких прилагательных. Бедные текстуры и такие же бедные по постановке ролики с нелепыми старыми актерами, силящимися изображать сексапильных красоток или обезображенных мутантов (грим из фильмов 30-х годов прошлого века прилагается), очень редкие спецэффекты в этих "живых" сценах - все это приметы какой-то дикой самодеятельности.
ССЋжет "ньюфагам" тоже, скорее всего, будет непонятен (все-таки он достаточно сильно привязан к событиям прошлых игр), герой покажется слишком странным, диалоги - слишком длинными, а шутки и ирония - слишком старомодными (за исключением тех немногих случаев, когда авторы вспоминают, допустим, про iPad и Мордор).
Но главная беда - это старомодность самого игрового процесса. Причем таким он является совершенно объективно, а не с точки зрения какой-то части аудитории. Все очень примитивно и предсказуемо. Найти два предмета, спрятанных на локации, и скомбинировать их, найти записку с кодом от сейфа, лежащую в метре от него же, отыскать ключ или карточку доступа. Решить какой-нибудь отвлеченный пазл, чтобы открыть тайную дверь. Да, раньше этого было достаточно, чтобы назвать игру квестом, но сегодня, спустя 16 лет, хочется как-то больше фантазии, больше неожиданных ситуаций и необычных загадок.
Настоящий бич игры - старомодный "пиксельхантинг". Зачастую нас заставляют обшаривать достаточно большие локации буквально в поиске иголки в стоге сена. Например, важный флакон с серной кислотой спрятан в огромном доме в темном углу за комодом. А при этом весь дом буквально ломится от активных точек и предметов, которые не важны для прохождения, но призваны создавать атмосферу и служить источником для новых комментариев главного героя.
Да, в игре появился "казуальный" режим, в котором вам постоянно и подробно расписывают, куда надо идти и что найти. В нем же можно пропускать пазлы. Учитывая, что многие локации здесь большие и открытые, и вы можете долго бродить по окрестностям Чандлер Авеню, не понимая, что делать дальше, это очень помогает. А при включенном фонарике спрятанные предметы начинают издавать сигналы. Но и это не всегда спасает от изнурительной "охоты на точки".
Наш частный детектив когда-то был инструктором по танцам.
***
Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure очень трудно оценивать. Для тех, кто помнит оригинальные игры, это настоящий праздник души, долгожданное возвращение любимого героя, море иронии, интригующая история и яркие диалоги. Для всех остальных - реликт из музея древностей. По большому счету, Tesla Effect таковым и является. Это яркий пример игры, сделанной исключительно "для своих", которой не место в сегодняшнем мире. Но которую очень хотелось увидеть.Плюсы: увлекательный сюжет; колоритные персонажи; отличные диалоги; шутки и ирония.
Минусы: устаревшие графика, дизайн и игровой процесс.