На стадии закрытой бета-версии вообще казалось, что игру скорее ждет оглушительный провал - она выглядела скучным и унылым Diablo-клоном. Разработчики, надо отдать им должное, сделали кое-какие выводы, и финальную версию уже хочется назвать просто неплохим Diablo-клоном. Но не более того.

Игра позволяет красочно разрушать декорации, взрывать бочки и машины и даже бросаться в неприятелей тяжелыми предметами.
На какую великую игру всех времен и народов ориентируются авторы, стало понятно сразу после того, как выяснилось, что над Marvel Heroes работает Дэвид Бревик (David Brevik) - тот, как известно, много сделал для успеха первых двух частей Diablo. По сути, это тоже "дьябла", только вместо паладинов, варваров, ассасинов и монахов тут уже упомянутые Халк, Росомаха, Человек-Паук, а также Дедпул, Железный Человек, Черная вдова, Каратель и еще два десятка супергероев на любой вкус и цвет.
А вместо злого и ужасного Diablo - такой же предсказуемый и коварный Doctor Doom. На этот раз он задумал показать всем мать Кузьмы с помощью ворованного артефакта под названием Cosmic Cube. Этот нехитрый сюжет неспешно едет по абсолютно "дьябловским" рельсам. В каждой из 8 глав агенты S.H.I.E.L.D. исправно выдают вашему супергерою примерно одинаковые задания: иди туда, убей того, не дай похитить или доставить артефакт. Или выясни, куда этот артефакт делся, попутно опять же сразившись с Веномом, Электро, Магнето или каким-нибудь другим суперзлодеем. И так - до финального сражения с главным "боссом".
Понятно, что по такой простой схеме сегодня уже не работает ни одна приличная action/RPG. И в Diablo 3, и в Torchlight 2 есть и достаточно свободное исследование локаций, и побочные квесты, и случайные события или испытания. Авторы Marvel Heroes придумали нечто похожее. Еще на стадии закрытой беты попадались сторонние квесты, поощрявшие именно исследование уровней.
В финальной версии количество побочных заданий увеличилось, а кроме того, появилась система случайных событий. Мы появляемся в новой локации, начинаем двигаться из точки А в точку B на свидание с очередным злодеем, а в это время нам сообщают по рации, что где-то поблизости что-то такое нехорошее происходит, и просят помочь. Нужно, к примеру, угомонить разбушевавшегося Венома, спасти агентов S.H.I.E.L.D., уничтожить энное количество особых противников и так далее. Также на каждой локации есть особые места - всякие скрытые пещеры, гроты, подвалы и комнаты, где надо победить врагов, чтобы получить приличную награду.
Наконец, заработала система ежедневных миссий и испытаний (в том числе на выживание), доступных в разное время и при разных условиях. В основном они ориентированы на прохождение группами высокоуровневых игроков.

Самое мощное умение каждого героя "прокачивается" только за специальные жетоны, выпадающие в определенных режимах игры.
Все это, безусловно, можно занести в плюс игре. Она поощряет исследование уровней и старается всячески развлекать и стимулировать игрока, хоть как-то компенсируя примитивность сценария. Но в жанре "мы все любим Diablo" главным развлечением все-таки должна быть "прокачка", вся эта возня с экипировкой и поиском оптимальных вариантов развития героя. А с этим у Marvel Heroes есть проблемы.
С одной стороны, все на месте. Каждый персонаж отличается уникальными умениями и стилем ведения боя. Соколиный глаз, понятно, метко садит в злодеев стрелу за стрелой, Росомаха рвет их когтями, Халк разбрасывает в стороны размашистыми ударами своих огромных кулаков, Черная вдова взбадривает разрядами электричества, и так далее. Каждому из них доступны три ветки навыков - как активных, так и пассивных. Одна, например, отвечает за прямой урон основным оружием, вторая - за защиту и какие-то уловки, позволяющие избежать урона, третья - за ловушки и трюки вроде возможности замораживать или отравлять врагов. На каждом новом уровне нам выдаются очки умений, и мы сами решаем, как их потратить.
Кроме новых способностей супергероям, естественно, нужна и хорошая экипировка. Ее поиск - отличный стимул убивать "боссов" и находить скрытые локации с сокровищами. Предметы, как и положено, делятся на обычные, магические, редкие и уникальные. При этом помимо оружия и брони можно еще нацепить на героя особые артефакты, а также медали, выдающиеся за убийство суперзлодеев, - они тоже добавляют разные бонусы.
Как известно, Diablo без возможности что-то такое интересное делать с предметами, улучшать их или изготавливать новые - и не Diablo вовсе. Вот и в Marvel Heroes есть проработанная система "крафтинга", позволяющая улучшать свойства геройских костюмов и создавать бодрящие зелья. Особую ставку она делает на возню с ингредиентами. Сначала мы собираем самые простые из них, потом превращаем в более продвинутые и только потом используем для изготовления чего-либо.

Вы можете пригласить любого игрока в "пати", а вот осмотреть его снаряжение или вызвать на дуэль нельзя.
Однако все это не идет ни в какое сравнение с Diablo. Уникальных предметов тут мало, ходить по магазинам скучно - у местных торговцев ничего интересного в продаже, как правило, нет. Польза от "крафтинга" далеко не так очевидна, как хотелось бы. А ломать голову над развитием своего супергероя совсем не обязательно: особой разницы вы все равно не почувствуете.
Понятно, почему это происходит. Marvel Heroes - условно-бесплатная ММО, которая ставит не на индивидуальное, тщательное развитие каждого героя, а на внутриигровой магазин и коллективные упражнения. Хотите, чтобы вам чаще выпадали редкие вещи или быстрее накапливалась "экспа" - пожалуйста, покупайте особые "бусты". Там же можно приобрести питомцев, скакунов и новых персонажей.
Впрочем, пока "донат" здесь не такой откровенный и бесцеремонный, как в большинстве русских "фритуплейных" игр. Да и особого смысла вкладываться деньгами сейчас нет - в сюжетной кампании игра дается достаточно легко и не предлагает особых трудностей. Даже самый первый, бесплатно доставшийся вам персонаж легко справится с большинством рядовых врагов в одиночку - и для этого вам не понадобится ни что-то такое серьезное мастерить, ни покупать новых супергероев, чтобы потом менять протагониста на лету.
Вообще, возможность в любой момент переключиться, например, с Халка на Капитана Америку сделана для того, чтобы вы могли примерять разные роли в "пати" и групповых рейдах, гибко подстраиваясь под текущую ситуацию и состав группы. Но в сюжетной кампании такие тонкости ни к чему. Большинство "боссов", конечно, непросто завалить в одиночку - Marvel Heroes явно стимулирует игроков помогать друг другу. И для этого в их распоряжении есть командные умения, так или иначе усиливающие союзников.

Жертвуя ненужные трофеи торговцам и "крафтерам", вы увеличиваете их уровень. А чем он выше - тем богаче ассортимент.
Испытания для избранных
Как это часто бывает в таких случаях, Marvel Heroes начинает более-менее раскрываться лишь после окончания сюжетной кампании и достижения игроком тридцатого, финального на сегодня уровня. Только тогда становятся доступны многие ежедневные миссии и испытания, а также пропуск в бета-тестирование местной PvP-системы.
Там игра бросает более серьезный вызов, заставляя попотеть и поломать голову над тем, каким героем, в какой партии и как играть. Особенно если речь идет о яростных сражениях между игроками, чем-то напоминающих о DotA: супергерои делятся на три команды и атакуют укрепления друг друга, которые кроме них защищают турели и компьютерные "боты".
В таких ситуациях особенно важно грамотно использовать уникальное умение каждого супергероя. Некоторые из таких способностей ориентированы на командное взаимодействие - и вот тут-то они действительно полезны и востребованы.

Новые умения разблокируются по мере развития героя.
***
Однако до тридцатого уровня еще нужно дотерпеть, не сломав челюсть от скуки. Спору нет, игра выглядит эффектно. И поначалу здесь действительно интересно сражаться, "качаться", разбрасывать недругов суперумениями, искать тайники и всей толпой избивать "боссов". Но пелена с глаз быстро спадает, и перед вами предстает достаточно скучный, предсказуемый и безыдейный Diablo-клон, единственное достоинство которого - это возможность побывать в шкуре любимых супергероев. Если они действительно любимы, то игру определенно стоит попробовать. Если же нет, пожалейте свое время и найдите развлечение получше.Плюсы: симпатичная графика; разрушаемое окружение; богатый выбор супергероев; обилие случайных событий и тайников с сокровищами.
Минусы: сюжетная кампания достаточно скучна; мало возможностей для командного взаимодействия; отсутствие интересных идей.