Первое знакомство с новой штаб-квартирой. Возможности впечатляют.
Порох в пороховницах
Ubisoft особо не церемонится с развитием сюжета - игра начинается с небольшого ролика, в котором какие-то нехорошие ребята в очередной раз собираются поставить Америку на колени, устроив теракт на военной базе. Совершенно случайно здесь же оказывается старина ССЌм, вроде бы отправившийся на пенсию, но боевых навыков не растерявший, что демонстрирует нам короткая обучающая миссия.
Плохие парни, как оказалось, зовут себя Инженерами и выступают против американского военного присутствия во всем мире. Нападение на базу в Гуаме - лишь первая строчка "Черного списка", в котором перечислены акции устрашения, что будут проведены террористами, если США не выполнят их требования по выводу войск из стран, подвергнувшихся американской интервенции. Само собой, президента (на этот раз в данной роли выступает суровая тетенька, чем-то напоминающая Хиллари Клинтон) Штатов такой расклад не устраивает. Однако решить вопрос привычным путем - уничтожить главу террористов с помощью масштабной военной операции, заодно захватив пару-тройку небольших государств, на свою беду обладающих значительными запасами нефти, - не получится. Никто не знает, откуда взялись Инженеры - в плен они не сдаются, раненых на поле боя не оставляют (но и с собой не берут). ЦРУ и АНБ разводят руками: все ниточки, ведущие к лидеру дерзкого противника, обрываются, едва начавшись.
Единственный, кто может противостоять таинственному врагу мировой демократии, - наш старый знакомый, когда-то шпион, а теперь обычный пенсионер ССЌм Фишер. Руководство страны дает бывшему разведчику полную свободу действий - мол, делай что хочешь, но ни один из пунктов "Черного списка" не должен быть воплощен в жизнь. Так как Третий эшелон спустя некоторое время после событий Conviction прекратил свое существование, ССЌм создает Четвертый эшелон (оригинально, да) - небольшой отряд высококлассных специалистов с собой во главе. Так как действовать придется по всему миру, штаб-квартирой новоявленной секретной организации становится специальный самолет "Паладин", оснащенный по последнему слову техники.
Радует, что укрытия - далеко не панацея. Неосторожно высунувшись из-за угла, можно с легкостью быть обнаруженным.
Тимур и его команда
Штаб на "Паладине" - весьма удачное место для погружения в атмосферу шпионских страстей. Меню в привычном понимании, где мы выбираем миссию, подбираем снаряжение и занимаемся другими, не относящимися непосредственно к игровому процессу вещами, можно и не заметить - его с успехом заменяет отдельная локация, тот самый суперсовременный самолет. Можно прогуляться по отсекам, слушая, как первый пилот предупреждает о предстоящей "болтанке" (и вскоре самолет действительно начнет ощутимо трясти), поговорить с другими сотрудниками Четвертого эшелона, зайти в оружейную комнату, позвонить дочери Фишера по спутниковому телефону... Именно благодаря "Паладину" сюжетная линия не провисает, а атмосфера работы в команде здесь под стать Mass Effect - разве что романы с напарниками крутить не получится.
Вдоволь набегавшись по штаб-квартире (будьте внимательны во время таких прогулок - в укромных уголках самолета можно найти тайники, открывающие доступ к дополнительным материалам), рано или поздно придется вспомнить, ради чего, собственно, ССЌм получил карт-бланш от президента США.
Первые миссии, на первый взгляд, совсем не похожи на то, что ожидают увидеть поклонники серии. ССЌм теперь действует не в темных закоулках, а на солнечных улочках: прятаться от врагов приходится путем исполнения акробатических номеров (вроде перебежек по крышам и прыжков с высоты), знаменитые очки ночного видения по понятным причинам совершенно бесполезны, а уровни представляют собой линейный коридор, в котором негде развернуться гению шпионской мысли. Зато всегда имеется возможность вынести очередной патруль в открытом бою, не утруждая себя поиском обходных путей. Спецагент с "калашом", палящий из-за укрытий по набегающим солдатам, взрывы гранат, крики на всю округу - все как в кошмарных снах фанатов Splinter Cell.
"Админа вызывали?"
Вопреки кажущемуся перегибу в сторону стандартного боевика (однажды придется даже повоевать с видом от первого лица), Blacklist по сравнению с прошлой частью гораздо ближе к классическим Splinter Cell. Да, имеется возможность зачищать локации с помощью чего-нибудь крупнокалиберного, но чем дальше, тем более бестолковым становится такой способ прохождения. Куда интереснее действовать как и положено суперагенту - скрытно, по возможности не убивая, а обходя врагов. Желаете стелса? Он здесь есть - главное, не ленитесь его найти.
Единственный заметный минус - это дизайн уровней. Он так и остается сугубо линейным, никаких огромных локаций-"песочниц" во время прохождения кампании не найти. Каждая миссия - коридор, поделенный контрольными точками на эдакие подуровни, которые уже можно пересечь по-разному, но ощущения полной свободы, естественно, нет и в помине. А вот часть дополнительных заданий для кооператива, напротив, представляет собой ту самую "песочницу", поэтому игра на этих картах куда интереснее, тем более что действовать надо вдвоем с товарищем.
ПНВ практически бесполезен, а вот без второго режима очков - эхолокатора - не обойтись. Он подсвечивает противников, предметы окружения, следы патрулей... Ему и стены не помеха - отличная штука.
Выполнять дополнительные поручения можно только для собственного удовольствия, а можно и с вполне меркантильными целями. Война - дело затратное, пусть даже наша армия состоит из одного солдата. По завершении миссии высчитывается боевая эффективность каждого из трех возможных стилей игры: "Призрак", "Пантера" и "Штурм". Первые два требуют бесшумных и незаметных для противника действий, причем "призрачный" способ прохождения не допускает убийства врагов, что делает его самым сложным из всех трех. Что такое "Штурм", понятно и без лишних слов - забыв про спецподготовку, устраиваем ад и погибель с помощью всего доступного вооружения. Чем больше очков получено в том или ином стиле, тем больше денег достанется команде Четвертого эшелона. Валюту можно потратить на покупку оружия и снаряжения либо на улучшение самого "Паладина".
Денежки зарабатываются (и тратятся) не только в одиночной кампании. Кроме миссий для кооперативного прохождения в Blacklist имеется полноценный PvP - уже знакомый по предыдущим частям серии режим "Шпионы против наемников". Мультиплеер получился довольно занятным. Воюющие между собой команды разительно отличаются друг от друга - шпионы быстры и незаметны, но значительно уступают наемникам в огневой мощи и защите. Играть интересно и за тех, и за других, но удается это не так часто, как хотелось бы.
Самым большим препятствием для сетевых баталий становятся не самые прямые руки тех программистов Ubisoft, что занимались созданием PvP-режима. Тщетные попытки присоединиться хоть к кому-нибудь, постоянные вылеты, обрывы связи... Вкупе с совсем коротким "синглом" это заставляет отложить игру на дальнюю полку - за неделю вполне можно успеть пройти кампанию и кооперативные миссии всеми возможными способами, после чего остается лишь ждать дополнений и ремонта мультиплеера.
Пару раз нам доверят управление беспилотным дроном для пущего разнообразия. Идея не из лучших, если учитывать, что ждут от Blacklist вовсе не подобного тира.
***
Blacklist пусть и не дотягивает до Chaos Theory, но выглядит весьма достойно, особенно на фоне заметного застоя в жанре. Да, без уклона в сторону боевиков, давно превратившихся в конвейер красочных кат-сцен, не обошлось: будут здесь и перестрелки с прущими напролом злодеями, которых нельзя избежать, и несколько эпизодов, вполне уместных в какой-нибудь Call of Duty, но никак не в Splinter Cell. Но если суметь отбросить всю эту шелуху, призванную, по мнению авторов, привлечь к игре большую аудиторию, в сухом остатке получится тот самый стелс, благодаря которому ССЌм Фишер обрел мировую известность.Плюсы: отличная анимация; интересный мультиплеер - как PvP, так и кооператив; вариативный геймплей.
Минусы: перебор с экшеном в некоторых миссиях; нестабильная работа сетевой игры в PvP-режимах; неудобная система сохранений; коридорный дизайн уровней.