

Поиск красивых пейзажей в Skyrim станет для вас отдельным развлечением уже спустя полчаса после первого запуска. То и дело будете натыкаться на что-нибудь вроде вот этого...
В правильную The Elder Scrolls не играют. В ней живут. Skyrim всего-то и нужно было попасть под сие истинно верное описание. Она с легкостью это провернула. Когда забываешь о сне, гуляешь по придуманным Bethesda лесочкам, полям, подземельям и городам, не думаешь об основной сюжетной линии. А после выставляешь многочасовое любование здешними красотами как обязательный атрибут игрового процесса. А еще ведь есть собирательство всякой полезной всячины, участие в гильдиях (воры, маги, воины - основные на месте). Ну и герой - избранный странник, бывший зэк. Мирные прохожие, которые при внезапном диалоге обязательно выдавят из себя что-нибудь в духе: "Давай быстрее, у меня нет времени на дураков". А потом будут ошиваться на небольшом участке местности, имитируя бурную деятельность. Это все стало уже обязательной культурной программой ролевых проектов-явлений уровня The Elder Scrolls. Странно осознавать подобный факт, но за такие именные условности хочется любить этот сериал.

Скайрим красив. От тошнотворной замыленности и пестрой палитры Oblivion не осталось и следа. Провинция наполнена фотогеничными людьми, девушками и женщинами с правильными лицами и милыми улыбками. Если перед нами лес - значит, он и похож на лес: с детально смоделированными елочками, медведями, волками, зайцами и оленями. Физически корректное поведение воды - особый шик. Разработчики это сами прекрасно понимали и соорудили на территории провинции Скайрим неприлично много водопадов, порогов рек, еле приметных ручейков, в которых бурлит и пенится красивая водичка.

...Или этого.
На первых порах может показаться, что движок у новой части The Elder Scrolls такой же, как и в прошлый раз. Выдает анимация главного героя и текстуры. Но в действительности технология уже новая. Creation Engine - разработка Bethesda. Создана специально для Skyrim. Подозреваем, что под словом "новая" девелоперы имели в виду "хорошо доработанная старая". Очень сильно подправили освещение, и палитра теперь не режет глаз своими неестественными цветами. За время прохождения у вас никогда не возникнет чувство, будто художники где-то сфальшивили.
Боголепный мир
Если вы захотите использовать Skyrim не только в качестве универсального средства для длительной медитации под убаюкивающую музыку, то для вас разочарований также не предвидится. Хотя, как мы упоминали чуть выше, особых откровений в плане общей постановки геймплея ждать не стоит.

Случайные знакомые и просто прохожие любят поболтать. Но вот относиться к вам с уважением во время разговора начнут далеко не сразу.

Зато вот с акробатикой и атлетикой поступили вполне рассудительно. Их попросту убрали, дабы игрок не столкнулся с забавной ситуацией, которая могла случиться в той же Morrowind. Герой с развитыми до максимума вышеуказанными навыками сходу запрыгивал на плоские крыши домов в Балморе и доводил до истерики разъярившихся охранников, с гиканьем убегая от них по толстым бетонным заборам.
Основные три параметра - это здоровье, магия и выносливость. При каждом новом уровне их можно повышать на выбор. В списке школ магии расформирована одна школа - Мистицизма. Не самая заметная потеря, если честно. Зато управляться с одними заклинаниями (то есть без клинков и луков) стало намного веселее. Отрисовка визуальных эффектов, которые сопровождают все ваши колдовские приемчики, на высшем уровне. А если еще (точнее, не "если", а "строго обязательно рекомендуем") "привязать" под каждую руку по мощному "спеллу", то средней значимости схватка с медведем может обернуться праздником света.
Но драться лично нам понравилось на мечах. Поспособствовала выбору зрелищная система добиваний и набор аппетитных ракурсов-заготовок виртуального оператора. В Oblivion (не говоря уж о Morrowind) важность битвы вообще никак нельзя было осмыслить, потому что вся перепалка походила на тыканье озабоченных мужчин в доспехах металлическими палочками друг в друга. Кровь даже брызгала, но от всего этого мутузания не было заслуженного чувства отдачи. Это как стрельба в Modern Warfare 3 или Homefront - пушки классные, а ощущение, будто мыльные пузыри пускаешь. Так и в TES было - мечи увесистые и блестящие, но они не давали прочувствовать, что человеку, которого ты сейчас усердно полосуешь, действительно больно. То ли дело в Skyrim! Здесь и анимацию подправили, и россыпью смачных звуков пыткий слух задобрили. А перед решающим ударом наш герой северных широт успевает провернуть в воздухе такое многозначительное па руками, что порой потенциального мертвяка, стоящего напротив, становится жалко.

Эти великаны - вполне мирные существа. Главное - не трогать их и стараться обходить стороной. Так, на всякий случай.
Так уж получилось в этот раз, что обсуждение дел сюжетных мы приберегли на потом. То есть уже на сейчас. Пусть снова выходит, что главный герой является избранным везунчиком, которого спасают от незавидной участи. Голову с плеч - это вам не просто в тюряге сидеть да за пять минут заслужить доверие короля. Пролог Skyrim - лучший в серии, совершенно точно. Всего за пару мгновений вы станете свидетелем жестокой казни, нападения дракона и примете участие в затяжном побеге со спецэффектами.
Ну а что случится дальше... Драконы, драконорожденный, драконьи крики, драконьи кости для доспехов, случайные драконы над любым поселением, поглощенные драконьи души и язык драконов. В общем, если кто-то еще до сих пор собирается упрекать Тодда Говарда (Todd Howard), идеолога серии The Elder Scrolls, в том, что, видите ли, "драконья" тема не раскрыта, - пусть сбросится с пятого этажа в наспех сделанном из папье-маше костюме Довакиина.
Очень приятно, что нынешний уровень технологий и общие наработки геймдизайнерского искусства помогают нам с легкостью поверить в основную историю. Раньше ведь в TES как было - тебе на протяжении всей игры внушали про Большое зло, про истинное предназначение протагониста, про великие разборки и море крови. Но складывалось впечатление, будто вся "движуха" проходила где-то далеко, за нашими плечами, за дверями, через дорогу, но никак не здесь и сейчас. Нас только ставили перед фактом: "Вот, тут только что был капут и большой барабум, а ты такой важный! Ты такой нужный! Пойдем, мы тебе все покажем, что делать!"
А в Skyrim и крылатыми "огнеметами" встретят, и дадут вдоволь на них поохотиться. Страшными голосами с неба попугают, интересными историями привлекут внимание. Даже за оборотня дадут поиграть. Не говоря уже о таких мелочах, как бойни с пиратами (разборки и миссии за адаптированный вариант Ост-Индской компании прилагаются). А также предательства, подлоги и участие в гражданской войне. Меньше всего нам хочется разделять квесты на сюжетные и дополнительные. Все задания, которые предоставляет нам игра (ну, почти все), по-своему уникальны. Для целостности картины, которая обрисовалась после восстания из мертвых все тех же драконов, это идет только на пользу.

Этот бодрый старикан научит вас правильно ругаться по-драконьи. Бесплатно, между прочим.
***
Она красива, умна, притягательна. Вселенная, которая манит своим величественным духом настоящего приключения. Целый мир, где, представьте себе, можно не только драться, выполнять поручения да медведей на мясо потрошить, но и жениться, освоить мирную профессию, купить дом. А после наточить клинок, одеться потеплее, заказать повозку и отправиться в долгое путешествие. Если среди ваших друзей есть уже такие переростки, кто полностью разочаровался в компьютерных играх и каждую новинку машинально критикует надоевшей фразой "все уже не так, как было раньше", то покажите ему Skyrim. И он обязательно вернется к нам.Плюсы: изумительный мир, доверху наполненный красивыми пейзажами, злобными мертвяками, интересными историями и убедительными драконами; зрелищные бои; универсальность "прокачки"; атмосферная музыка в лучших традициях серии; превосходная оптимизация; возможность стать оборотнем.
Минусы: вы думаете, что мы бы посмели искать недостатки у главного кандидата на звание "Игра года"?