Dead Men
Главные герои Payday с легкостью могли бы стать самыми опасными врагами в какой-нибудь SWAT 4. Четверо преступников в клоунских масках толпами выкашивают спецназовцев, полицейских, сотрудников ФБР и даже не думают сдаваться. В их шкуре мы и окажемся, дабы поучаствовать в шести дерзких ограблениях. Цель проста - с боем прорваться через отряды защитников правопорядка, захватив с собой пару миллионов долларов, десяток золотых слитков или иную ценность.
Прохождение каждой кампании сводится к выполнению определенных задач. Например, пока один игрок приклеивает к стене взрывчатку, чтобы обеспечить команде путь к отступлению, остальные должны прикрывать его. В другой ситуации необходимо установить дрель на замок банковского хранилища или же добраться до спасительного вертолета. Отсидеться в уютной каморке нелегко - дрели нужно перезапускать, противники активно пользуются дымовыми гранатами, а порой нам в нагрузку дают бестолковых NPC, которых надо сопровождать, понукая нажатием клавиши.
"Вот печенье, как мы и договаривались. Где деньги?"
Влиянию "рандома" подвержены и облавы. Особенно это заметно в случае с "боссами", место появления которых можно лишь угадать. Да, как и в Left 4 Dead, тут есть немногочисленные, но крайне опасные противники. Толстокожий "бульдозер" идет напролом, не обращая внимания на пули, царапающие броню. Боец, вооруженный тазером, способен обездвижить преступника за считанные секунды. Спецназовец с прибором ночного видения кладет игрока на лопатки первым же ударом. Ну а чтобы справиться с оппонентом, защищающимся щитом, нужны слаженные действия - пока один отвлекает внимание на себя, кто-то должен зайти сзади и выпустить очередь в спину.
В отличие от более-менее смышленых "боссов", рядовые соперники соображают немногим лучше зомби, даром что знают, где у автомата спусковой крючок. Болванчики не обременяют свои серые клеточки хитрыми тактиками и банально берут числом. Порой искусственный интеллект откровенно сбоит - не раз мне приходилось наблюдать, как отважный коп играл с моим героем в гляделки или вовсе демонстративно отворачивался. Дефицит извилин у служителей закона авторы компенсировали феноменальной меткостью, так что нам остается лишь аккуратно ставить "хедшоты" и отдыхать за укрытиями.
Судя по расслабленной позе этого товарища, быть преступником - хорошо. Опять тлетворное влияние интерактивных развлечений!
В чем детище Overkill точно нельзя упрекнуть, так это в однотипности локаций. Скотобойня, банк, логово наркоторговцев, небоскреб, мост, обильно поливаемый дождем, и улицы города - все кампании достаточно необычны и выглядят настолько красиво, насколько это позволяет скромный бюджет. Да и проходятся они по-разному: на одних картах нужно настойчиво продвигаться вперед, в то время как на других - огрызаться ответным огнем и не высовываться.
Возвращаться в Payday снова и снова заставляет наличие нескольких уровней сложности. Спокойная прогулка на "Easy" здесь кардинально отличается от зубодробительного прохождения на "Overkill". Если в первом случае уже через пять минут утомительных баталий глаза слипаются, то во втором нельзя отвлекаться ни на секунду, а любая ошибка чревата поражением. Тут как нельзя кстати оказывается возможность подобрать перед схваткой арсенал и снаряжение, например сумку с патронами или аптечку. Участники ограбления начинают обдумывать тактики, делить роли - пока двое удерживают парадный вход, вооружившись дробовиками, третий прикрывает их со второго этажа, а четвертый следит за процессом взлома и, если понадобится, предоставляет боеприпасы. И успокоиться получится только тогда, когда каждый сценарий будет пройден на максимальной сложности хотя бы единожды.
Кроме того, задержаться в The Heist подольше хочется благодаря "прокачке". Максимальный уровень - внимание! - сто сорок пятый. Причем опыт набирается быстро, а что-нибудь новенькое становится доступно после каждого повышения. Награды за старания на удивление разнообразны - и увеличение всевозможных характеристик типа прочности бронежилета, и "пушки", и пассивные навыки. Все это богатство разделено на три категории, однако тут никаких хитростей нет - никто не запрещает постепенно вкладываться во все сразу.
Погибнуть в The Heist нельзя - если выведенного из строя персонажа не поднять в течение тридцати секунд, он лишь попадет под арест. Оставшиеся рецидивисты могут либо подождать несколько минут до "амнистии", либо вытащить подельника, освободив заложника.
***
Но все же, как ни крути, Payday: The Heist выдыхается до обидного быстро. Рано или поздно вы осилите самые напряженные эпизоды на "Overkill" - и игра приестся. Проблема в том, что здесь нет соревновательного режима, который значительно продлевал жизнь неоднократно упомянутой Left 4 Dead. Однако за десять не самых скучных часов Payday сполна отрабатывает потраченные деньги. В крайнем случае всегда можно дождаться скидок - Steam не скупится на распродажи.Плюсы: задорный кооператив; "прокачка".
Минусы: примитивный искусственный интеллект; посредственная графика; веселья хватит от силы на месяц.