Конечно, содержательно Dota 2 не имеет с шахматами ничего общего. Тем не менее их роднит очень многое: обе спортивные дисциплины предлагают здоровую пищу для ума, требуют от игрока опыта, серьезнейшего тактического анализа и способности на много ходов вперед предсказывать развитие событий. К сожалению, в общественном мнении Dota не только лишена этих достоинств, но и представляется воплощением порока, зла и самого Сатаны.
Когда шахматист днями напролет разыгрывает сотни партий и изучает тонны литературы, это называют профессиональной усидчивостью. Когда тем же самым занимается "дотер" - "задротством". Вышедшая в 2003-м году карта-модификация для WarCraft 3 Defense of the Ancients разбила геймерское сообщество на два непримиримых лагеря. Для одних "дота" стала вершиной эволюции игропрома и образом жизни. Другие смотрят на нее как на обитель пошлости и безвкусицы, "Дом-2" игрового мира. Но кто бы что ни говорил, Dota стала одной из главнейших киберспортивных дисциплин, являясь придатком WarCraft 3. Вопрос ее переквалификации в самостоятельную игру был решен совсем недавно.
Вы тоже видите зеленых человечков?
Официальный выход Dota 2 многими не был замечен - игра уже более года находится в открытом бета-тестировании. Все желающие уже давно могли начать оборонять древних. Тем не менее до прилавков магазинов игра так и не добралась - Valve распространяет "доту" по модели free-to-play, то есть попробовать себя в игре можно совершенно бесплатно.
Коммерческий интерес разработчиков связан прежде всего с функционированием игрового рынка по купле-продаже различных аксессуаров для персонажей. Изредка косметические плюшки выпадают в конце матчей бесплатно. Намного чаще игроки получают сундуки со спрятанными сокровищами, ключик к которым можно приобрести в магазине Dota 2. Украшение персонажей - дело сугубо личное. Покупка вещей никак не сказывается на балансе, так что в целом все прелести "доты" доступны каждому. Капиталовложения не открывают новые геймплейные возможности, как это реализовано, например, в League of Legends.
В конечном итоге исход матча всегда решает профессиональный уровень игрока. Если кто-то еще не знаком с концепцией Dota, кратко обрисуем ее. Перед командами Света и Тьмы стоит задача уничтожить вражескую базу. В состав каждой из сторон входят пять героев, управление одним из которых осуществляется игроком. Кроме них в битве участвуют "крипы" - слабые "юниты", подчиняющиеся простому алгоритму идти по заданному маршруту и убивать встречных врагов. За уничтожение героев и крипов игроки получают деньги и опыт, которые тратят на развитие своего персонажа.
Именно здесь заключен весь потенциал "доты". Героев в игре более ста. Для успешного исхода матча недостаточно выбрать персонажа, приглянувшегося вам визуально. Зарекомендовавший себя в одном сражении герой может быть совершенно бесполезным в другом. Все, от выбора подопечного до комплекта покупаемых предметов, должно предполагать наличие продуманного плана на матч. Любое действие требует серьезного анализа ситуации, складывающейся по ходу игры. Каждое решение ситуативно, и успех полностью зависит от вашего умения верно рассчитывать потенциал соперника, видеть основные козыри его командного "пика" и предсказывать ход сражений. Чем дольше играешь, тем больше возможностей раскрывается. Со временем понимаешь, что "дота" заключает в себе простую, но гениальную концепцию.
Семеро одного ждут. И очень часто не дожидаются.
Меняем обои
Концепция, карта, герои - все это перекочевало в Dota 2 почти без изменений. Да и о каких изменениях может идти речь в отношении "доты"? Структура геймплея строго определена, и любая попытка привнести концептуальные новшества чревата потерей баланса. Памятуя о том, что телеге пятое колесо не нужно, Valve аккуратно ограничилась некоторыми косметическими нововведениями.
Во-первых, Dota 2, как самостоятельный проект, обзавелась стильным меню, которое предлагает быстрый доступ к самой игре, магазину, новостям, а также созданию гайдов и трансляциям профессиональных матчей. Все возможности, предоставленные разработчиками, организованы очень удобно, что значительно снижает порог вхождения для новичков. Для них же, кстати, создана специальная обучающая кампания, где они могут, не портя нервы старожилам, освоить основные принципы игры за различных героев.
"Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!"
То же самое касается и озвучки. Все персонажи при выполнении действий уникальным голосом выдают одну из заготовленных фраз. Соответствует духу игры запоминающийся саундтрек, который Valve записывала с помощью целого оркестра. Также разработчики включили в игру интересную фишку: проходящий в тишине матч в кульминационные батальные моменты "подогревается" тревожной музыкой.
Если говорить о совсем уж мелочах, то поменялись характеристики некоторых умений и артефактов, парочку героев переименовали. Количество последних, кстати, постоянно увеличивается - Valve регулярно пополняет список недостающими персонажами из первой части и даже грозится создавать новых героев.
Раков нужно варить. Живьем
Еще одной замечательной особенностью новой "доты" является система сохранения статистики. Все ваши поражения и победы подлежат учету, а матчи записываются, что позволяет проанализировать свою или чужую игру, изучив "реплей". Здесь вы найдете очень интересный режим камеры, позволяющий посмотреть на матч так, как он проходил на мониторе игравшего. Туман войны, движения мышью - очень полезная функция для желающих освоить таких героев, как, например, Мипо или Пудж.
Умирающий огр - печальное зрелище.
Несколько мешает получать удовольствие и неадекватное поведение отдельных геймеров, которое, кстати, во многом сыграло главную роль в складывании особого статуса "доты". Хотя теоретически любители завалить чат банальными пошлостями и грубой нецензурщиной должны оказаться в low-priority играх, где будут иметь дело с себе подобными, тем не менее уровень агрессии здесь зашкаливает. Однако это ни в коем случае не является недостатком самой игры. Причины сего лежат, как говорится, где-то во временах и нравах.
Лесной "фарм" - относительно безопасный способ разжиться опытом и золотом.
***
Если абстрагироваться от проблем комьюнити и популярной псевдоинтеллектуальной геймерской мифологии, отводящей "доте" место исключительно в потребительском рационе школоты, то нужно признать, что Dota 2 представляет собой удивительно сбалансированную разработку. В творении Valve она наконец-то обзавелась всей необходимой атрибутикой самостоятельной игры: достойным внешним видом, отличной музыкой и обучающей кампанией. Перед нами "дота", выбравшаяся из родительского гнездышка WarCraft 3 с собственным оперением и расправившая крылья. Только оценить по достоинству ее полет почему-то желают далеко не все.Плюсы: все геймплейные возможности доступны бесплатно; приятная графика; удобный интерфейс; отличные музыка и звук.
Минусы: неидеальная система рейтинга; время поиска игры иногда сильно затягивается; отталкивающее комьюнити.