Жил-был черный дракон. Скучно и обыденно. Изучал высший пилотаж, воровал скот у крестьян, тушил лесные пожары, которые сам же и устраивал... Тоска и серые будни. Все изменилось с началом великой войны. Хунта во главе со старыми богами попыталась навести новый порядок, но нарвалась на жесткий отпор со стороны хозяев мира, титанов. Богам впаяли пожизненный срок на особом режиме, прочих шестерок разогнали, а на их место поставили других, прогрессивных.
Черный дракон мудро выбрал сторону победителей. На фронте зарекомендовал себя смелым и инициативным бойцом. Регулярно летал в разведку, прикрывал войска с воздуха, а главное - без устали жег врагов напалмом. За что его хвалили и награждали. Когда пришел долгожданный мир, перспективного кадра не забыли. Среди вождей-титанов сформировалось мнение, что летучие ящерицы - народ ответственный, и лучших кандидатов на должности министров по делам природных элементов не найти.

Ну очень черный дракон.
Обида жгла его душу все сильнее и сильнее. А тут еще миазмы отбывавших заключение богов начали подзуживать - мол, зачем тебе, такому крутому и черному, шестерить на титанов? Давай, не робей. Вставай проклятьем заклейменный, разрушь этот мир до основанья. А затем за нами не заржавеет - дай только вырваться на волю. И однажды драконья крыша не выдержала и съехала. Прямо на хваленое драконье здравомыслие. В результате аварии и та, и другое полностью разрушились и восстановлению не подлежали. А ящер, освободившись от их пут, пошел войной на коллег и весь прочий мир.

Смертокрыл в "Катаклизме" сошелся с Рагноросом, старым слугой Старых богов.
Все вроде бы сложилось для черного дракона неплохо. Все, кроме единственной мелочи: за время его стационарного лечения в мире произошло одно пустяковое изменение - туда хлынули орда и альянс новых героев. Готовых ради фиолетовых "эпиков" посбивать с неба все звезды, а не только каких-то там летающих ящериц. Увы тебе, Нелтарион, прозванный Смертокрылом. Тебе казалось, что сама Костлявая стала твоей послушной служанкой. Но это была лишь иллюзия больного воображения. Никакой ты теперь не аспект смерти, а обычный рейдовый контент. Смирись и приготовься к забвению в вечности.
Жертва маркетинга
Прошлое возвращение в Азерот вашего покорного не затянулось. Месяца хватило, чтобы наесться и напиться аддоном Wrath of the Lich King по самую идиосинкразию. Два вполне нескучных года World of Warcraft ошивался где-то на задворках сознания - память помнила, а все остальное - почти забыло. Но чем ближе был выход нового дополнения, тем беспокойнее становилось на душе. Она словно чувствовала известным местом, что профессиональный долг совсем скоро позовет. Да и давно зажившие шрамы любопытства неожиданно начали зудеть и нудить.

Оргриммар в строительных лесах. Оправляется от катаклизма.
Я не обиделся: возмущаться ими - все равно что возмущаться законами природы. И еще у меня была железная отмаза перед кем или чем угодно, в том числе перед самим собой, - производственная необходимость. Работа, даже когда вроде бы в радость, - все равно остается работой. Ей по определению полагается напрягать. И она напрягла. Не только и не столько игрой в Cataclysm, сколько поиском правильных слов, чтобы ее описать.

Когда-то здесь были каньоны.
Новые таланты
Нельзя сказать, что Cataclysm не принес ничего нового. Даже если не брать в расчет изменения в старых локациях. Изменения, кстати, существенные. Например, Азшара была захвачена Ордой и превратилась в лягушатник для маленьких. Степи (Барренс) оказались разделены огромным разломом на Северные и Южные, Тысячу игл затопило, Танарис - тоже, но не так сильно... Однако локации - это приходящее, а геймплей - вечное.

Тысяча игл превратилась в тысячу островов.
Но в Cataclysm потолок уровней подрос еще на пять - и никакие пляски спасти уже не могли. И тогда старые деревья срубили, а на их месте экстренно вырастили новые. Теперь каждая из трех специализаций - действительно специализация. С одной ключевой атакой, парой эксклюзивных способностей, уникальным бонусом от новой характеристики "искусность" и невозможностью открыть две другие ветки, пока не вложил в основную 31 очко (всего дается 41 очко талантов).

В Южных Степях не утихает битва Орды с Альянсом.
Одновременно с изменениями талантов все приемы и заклинания лишились уровневой дифференциации. Теперь эффекты атак и заклинаний растут автоматически с ростом их силы (сила является параметром, бонус к которому дает, например, экипировка). А расходы маны выражаются не в абсолютных, а относительных величинах - в процентах от общего пула. Раньше было не так. Приемы и заклинания имели уровни, и их можно было повышать или не повышать. Во втором случае уменьшалась не только сила эффектов, но и стоимость использования. Что иногда было важнее силы. Нынче такие хитрости не проходят.
Мир археологии
Тянет или нет ребаланс на "принципиальную новизну" - вопрос, конечно, интересный... Или смешной - зависит от того, кому задать. Если вы приедете в Соединенное Королевство и поменяете левостороннюю BMW на точно такую же, но правостороннюю, изменится ли ваш автомобильный парк принципиально? С Cataclysm та же ситуация. Игра переехала в новый аддон и немножко поменяла управление. "Ах, как это свежо и ново", - пытается убедить нас Blizzard. "Ха-ха", - отвечаем мы... или те из нас, кому по барабану - правый руль или левый.

Разлом, разделивший Степи на две части.
Разумеется, одно и то же из года в год приедается, и разработчики попытались добавить всякие фенечки и рюшечки. Например, новую вторичную (то есть можно изучать без ограничений) профессию - археологию. Став археологом, игрок обнаружит на карте материка значок лопаты - это места раскопок. Туда можно прибыть и начать ковыряться в земле. Копнете раз - выскочит телескоп на треноге объективом в сторону искомой зарытости и с индикатором дистанции до. Индикатор цветовой, но работает по принципу "тепло-холодно". Если далеко - красный, если не очень - желтый, если очень не - зеленый.

Море подступило практически к самому Прибамбасску.
Когда-то (на 60-м уровне) этот тесак добывался с финального босса в рейдовом инстансе Зул"Гуруб. С той поры утекло три дополнения, и оружие превратилось в археологическую реликвию. Однако ходьба по разным рукам и пребывание в сырой земле положительно сказались на его характеристиках: заточка стала острее, закалка - тверже, чары - сильнее. Не меч, а мечта начинающего воина (или любого, кто может использовать) 85-го уровня. Да, шанс на находку ничтожно мал. Но он есть. А все остальное - дело надежды и упорства.
Новый сеттинг
Если хорошенько подумать, посмотреть с разных сторон, поиграть за разные классы, опробовать разные профессии, то можно найти еще несколько "важных" изменений. Например, две новые расы: гоблины за Орду и Воргены (оборотни, умеющие скакать на четырех лапах) за Альянс. Ура, сенсация! Если вы ни разу в жизни не бегали на четырех конечностях, то теперь только у нас, почти даром, ничего сложного, доступно даже детям и пенсионерам... А паладинами теперь могут стать даже таурены!

Гаррош Адский Крик - новый вождь Орды.

Но в Cataclysm все изменилось. Озверевший от геноцида таурен очень упорно тренировался и за какие-то два года прошел путь от заморыша до элитного бойца. Теперь в одиночку его не завалить - ему достаточно считанных секунд, чтобы расправиться даже с самыми толстыми танками. Гамон по-прежнему обитает в той же таверне, около него можно часто найти трупы неудачников, не смирившихся с новыми реалиями.

Новая техника World of Warcraft.
Повторение пройденного
Вторая попытка вернуться в World of Warcraft не вызвала у меня никакого энтузиазма, а лишь окончательно убедила, что игра пройдена и пора бы с этим смириться. Наверное, близзардовский монстр хорош как социальная сеть - для тех, кто за годы пользования им оброс многочисленными друзьями и знакомыми и не представляет себе без них дальнейшей жизни. Или как киберспортивная дисциплина - для любителей посоревноваться за приз или на досуге. Ну и если еще остались поклонники ММО, которые до сих пор не удосужились, - обязательно купить и изучить. Хотя бы для общего развития. Тем же, кто перелистнул эту страницу, ее перечитывание вряд ли доставит прежнее удовольствие.

Подводная локация Вайш"ир впечатляет буйством красок.
Если же не ждать ничего принципиально нового и не пылать праведным гневом за попранные каноны, установленные тремя стратегиями и оригинальной World of Warcraft, то Cataclysm можно считать удавшимся. Зрелища стало больше, баланс не испортили, достижений и целей прибавилось, "эпики" и рейды по-прежнему радуют - что еще народу нужно? А отдельные недовольные ничего не решают. Blizzard правила, правит и будет править игровым миром. Как минимум до выхода Star Wars: The Old Republic.
Плюсы: новый контент; старый баланс.
Минусы: изменения в сеттинге; отсутствие новых идей.