Заблаговременно подкупленный агент вливает потоки чуши и развешивает километры лапши на уши наивных избирателей. Кого волнует, что от голода стабильно мрут люди, церковь строят уже пять лет, образования не существует, а местный врач на самом деле ветеринар, причем слепой на оба глаза и без руки. Идущие к светлому будущему живут в бараках и хижинах, а некоторые счастливцы разместились в серых и обшарпанных пятиэтажках, где тараканы всерьез собираются захватить власть. Независимый народ с мольбой смотрит в сторону США и СССР в надежде, что новая подачка поможет прекратить голод. Многие отчаиваются и становятся повстанцами, чтобы потом мелко гадить новому президенту и соотечественникам.
У правителя болит голова - ему нужно решить все эти проблемы, иначе его либо похоронит собственная армия, либо не выберут в следующий раз, либо взорвут повстанцы, либо покарают сверхдержавы... да много чего еще может случиться на райском острове, в котором жизнь - как в аду. Несмотря на заботы, новый президент с огоньком в глазах окидывает взглядом владения с балкона роскошного дворца. Этот правитель - мы. Революция свершилась! Теперь все в наших руках - кем мы будем для этого народа? Лучезарным Фиделем или кровавым Полом Потом, а может, храбрым команданте Че?
В Москве учился наш правитель или в Гарварде? От кого хотим добра, там и получаем образование.
Голова у президента болит неспроста. Его маленький остров - отдельное государство, пусть и богатое ресурсами, но нищее само по себе. Простой люд возлагает на избранца надежды и мечты о том, что образование станет бесплатным и для всех, зарплаты будут "как везде" (то есть, в среднем по Карибам), а слепой врач-ветеринар перестанет совать градусники куда попало. А ведь кроме первостепенных потребностей народ хочет развлекаться, верить (ходить в церковь; никто не верит, но ходят все), наслаждаться красивым окружением, свободой и безопасностью. Обязательно при этом жить в красивых и удобных домах, а на работу двигать не пешкодралом, а на каком-никаком автомобиле.
Еще наши жители все без исключения состоят в партиях и имеют собственные взгляды. Кто-то симпатизирует националистам, кто-то активно борется в рядах "зеленых", другие призывают обратиться к богу, а творческая интеллигенция ратует за образование и свободу. С интересами фракций придется считаться - отношения с ними неиллюзорно влияют на популярность кандидата. Да и общий уровень счастья населения тоже зависит от уважения, которым пользуется правитель.
В общем, вырисовывается классическая для экономических стратегий картина - дай людям жратвы, жилья и зрелищ - они будут толсты, довольны и активны на выборах. Подобная схема используется, например, в ANNO 1404 - чем лучше живут наши свободолюбивые товарищи, тем больше всего им хочется. В Tropico 3 - так же, но временной промежуток другой - действовать мы будем во времена Холодной войны. Все плоды противостояния сверхдержав будут падать на наши головы. Помните, в каком году был Карибский кризис?
Один из примеров случайных событий. Фермеры бастуют, требуют денег. Можно поднять минимальную зарплату, можно дать компенсацию, а можно натравить военных. Последствия - самые разные.
Для начала нужно определиться - кто он, наш команданте, el presidente, мессия и спаситель. В Tropico еще с первой части есть классная "ролевая" система, которая работает по примеру Master Of Orion. Мы выбираем какие-то полезные качества, которые придется компенсировать неприятными чертами. Только здесь нет очков, все более органично: образование, приход к власти, добродетели и пороки. Некоторые черты нашего характера (или вехи биографии) могут приносить вред. Так, президент с шахтерским образованием лучше добывает из земли всякое, но его жажда копать печалит несчастных "зеленых". Отношения с партией защитников окружающей среды ухудшаются (общий рейтинг снижается), зато добыча руды подскакивает на 50%. Или можно выбрать карьеру певца. Чудесный голос президента приманит туристов, укрепит отношения с США, улучшит обслуживание в ночных клубах... без каких-либо штрафов. Есть и другие биографии - все они разные и однозначно бесполезных нет.
В следующем меню можно выбрать путь прихода к власти. С какой программой избирался наш кандидат? Был ли он фашистом (лучше отношения с националистами и армией, но меньше свободы и преступности), а может, его привело к власти ЦРУ или КГБ (плюсы к отношениям с выбранной страной, дополнительные бонусы)?
Добродетелей и пороков - по две штуки. Мой любимец, например, неподкупен (запрещено уводить деньги на оффшоры на старость - это всего лишь очки за миссию) и дипломатичен (лучше отношения с обеими державами, можно строить посольство бесплатно, а это дает денежную поддержку сразу с двух сторон). Расплачиваться пришлось красотой - мой президент уродлив (незначительно падают отношения со всеми фракциями, 10% снижение туризма) и труслив. Но хорошо, что он не алкоголик (снижается производство, плюсы к отношениям с СССР) или просто дурак (50% медленнее скорость обучения людей, нельзя строить колледжи).
Международные отношения - штука очень полезная. Славим одну из сторон - получаем больше денег. Можем попросить строительной помощи, сможем возводить дома и аэропорты вдвое дешевле. А можем разместить у себя чью-то базу, чтобы не бояться вторжений.
Если выбирать и создавать собственного управленца не хочется, то можно выбрать известного деятеля. Тут и бородатый Фидель, и Эрнесто Гевара, и Пол Пот, и Аугусто Пиночет, и даже Эва Перон.
Вот мы пришли к власти, полны решимости все изменить - будем строить дома, аэропорты, бары с блекждеком и легкодоступными сеньоритами, уже практически засучили рукава, но... тут-то деньги и кончились. Всякий сценарий в Tropico 3 суров и беспощаден - стоит зазеваться, провести неверную политику, как тут же и без того бедная казна обмелеет насухо. Экономика в игре реализована очень удачно - кризисы молодой страны чувствуются отлично: средств постоянно не хватает, приходится тщательно выбирать, что построить в первую очередь, еще крепче надо думать, какой закон принять, ведь все вокруг завязано на деньги. На 10-15 стартовых тысяч нужно как-то поселить людей в дома, начать какое-нибудь производство, чтобы экспортировать товары, установить дипломатические отношения, разобраться с иммиграцией. Международный банк даст нам небольшой кредит - 10000, но из-за долга испортятся отношения со сверхдержавами, а капиталисты будут ходить обиженными - экономика-то шаткая, того и гляди рухнет.
Начало игры - вообще очень важная часть. Уже от выбора правителя зависит многое: подобрали характеристики неудачно - запороли миссию. С другой стороны, обилие вариантов позволяет проходить одни и те же партии по-разному. Гостиничный магнат, естественно, не будет делать упор на плантации сахарного тростника. Гений бизнеса же постарается обеспечить многочисленные фабрики необходимым сырьем.
Лидер капиталистов был против действующего правительства. Случайно умер.
Постепенно напряженная и дырявая экономика налаживается. Еды было вдоволь, поэтому на первых порах фермы выращивали бананы. Неподалеку от города обнаружились неплохие запасы железа, одна шахта уже приносит доход, а вторая будет готова в следующем году. Население много болеет, клинику еще не достроили, зато живет уже не в хлипких хижинах, скроенных из всяких иногда не слишком чистых остатков от более богатых соседей. Сейчас, когда стабильность экономики уже на горизонте, самое время заняться указами и законами. Государство крепнет, фабрикам нужны обученные рабочие. Принимаем указ, по которому в школах будут быстрее учить - стоит это не так дорого, но нехватка рабочих рук обходится куда дороже. Выписывать зарубежных специалистов дорого и чревато недовольствами среди националистов - не любят они, когда все зависит от иностранцев (да и иностранцев тоже не любят). Социальные законы оставим на будущее - они пригодятся, когда придет время выборов. Вот тогда-то мы с чистым сердцем накормим всех от пуза (закон "Еда для всех" - вдвое увеличивается потребление, но растет общий уровень счастья), поддержим стариков (на содержание выделяется небольшая сумма в год, но радостнее становится даже молодым), а уж если конкурент совсем догоняет - то объявим о разовом избавлении от налогов. Дорого, правда, но зато как действенно... В то же время мы можем плюнуть на выборы и издать указ об отсрочке на год, за который наберем внушительную армию, а потом отменим демократию вообще, народные волнения подавим кулаками и суровым взглядом исподлобья. Это, конечно, не здорово повлияет на страну в целом, но в борьбе за власть в Tropico 3 хороши все средства.
Процветающее государство ждет Папу Римского, строит атомные электростанции, выращивает табак и прочие культуры. Баланс давно распух так, что можно помогать другим.
Если мы смогли не упасть в начале, то дальше мудрый правитель пойдет твердо. Отлично ладим с обеими сверхдержавами и получаем финансовую помощь сразу с двух сторон - верная внешняя политика, плюс влияние дипломатического центра. Народ живет в комфортабельных апартаментах, строительство которых хитро оплачено за счет США. На широкую полосу аэропорта регулярно приземляются новенькие самолеты - это тоже подарок от покровителей. На стальных птицах в наш тропический рай прилетают туристы, которые живут на противоположном конце острова в фешенебельных отелях, построенных на нефтяные деньги. Президент серьезно вкладывается в рекламу туризма, а его внешнее уродство уже давно не отпугивает отдыхающих - слишком велика сила доллара, слишком масштабна кампания. Все невосполнимые ресурсы давно истощились, но на их место пришли другие. Большое государство Тропико уже не зависит от ископаемых - здесь крутят дорогие сигары, гонят ром, расфасовывают кофе по банкам и втридорога продают за бугор. Все затраты на обеспечение райской жизни с лихвой покрываются экспортом и туризмом, остров светится сотней огней - давно уже работает атомная электростанция. Люди довольны и счастливы. Теперь ничто не помешает нашему процветанию. Но можно было ведь пойти и другим путем...
Успешному правителю - пожизненную власть. Проиграть выборы невозможно.
Tropico 3 - не классическая экономическая стратегия. Здесь перемены действительно критичны, а промедление - смерти подобно. Даже на поздних этапах есть шансы попасть впросак - игра генерирует разнообразнейшие случайные события: на остров может налететь ураган, который сровняет с землей важные здания, а еще случаются землетрясения, вспышки смертельного гриппа, глобальные финансовые кризисы, нападения повстанцев и бог знает что еще. Руководитель постоянно под давлением - игра бросает вызов за вызовом, раз за разом проверяет на прочность. Этим она и затягивает - тут нет монотонности ANNO или SimCity, а есть резкое, динамичное и увлекательнейшее управление маленьким государством, которое будто пьянчуга выпило пять бутылок рома, а теперь неуверенно стоит на одной ноге на краю пропасти и распевает латинские песни. Баланс на краю - вот чем привлекает Tropico 3, ощущение близкого провала заводит, будоражит и радует. Поэтому сюда хочется возвращаться снова и снова.
Плюсы: антикризисное управление не наскучивает; много различных подходов к любой ситуации; разнообразие стратегий.
Минусы: у любой экономической игры есть схема стопроцентной победы - здесь она тоже есть; повышенная требовательность к системе.