И вот недавно вышел сиквел. За время его разработки жанр GTA-подобных развлекушек заметно развился. Мы видели много интересных и разных игр с открытым миром - GTA 4, Red Faction: Guerrilla, Prototype, Assassin"s Creed 1 и 2... Среди подобных конкурентов на одной идее не выедешь. Так чем же Just Cause 2 собирается крыть такие козыри, как полная разрушаемость зданий, проработанные города и интересные дизайнерские находки? Изменился ли проект к лучшему?
И тебе привет, друже!
А вот что спустя годы точно осталось прежним, так это любовь авторов к тропическим пейзажам. В нашем распоряжении вновь райский островок, и на сей раз - площадью аж в 35 тысяч квадратных километров. Жаль, отправляют нас туда вовсе не греться на солнышке да кушать какие-нибудь экзотические блюда. Крошечное государство Панау терзает гадкий диктатор - с ним нужно расправиться. Однако это не единственная цель Рико - недавно Том Шелдон, наставник Родригеса, научивший его всем крутым приемчикам, сбежал в Панау и залег на дно. Теперь начальство подозревает Тома в предательстве и нашими руками намеревается его устранить.
"А еще я из пулемета могу!"
Глупый, бессмысленный сюжетец, в общем-то, проявляет себя только во время семи обязательных миссий. Эти эпизоды мы должны пройти, чтобы увидеть финал истории. Однако вперед по сценарной тропинке нас никто не гонит. Захотим - можем вообще сутками гулять по острову и ничем не заниматься. Собственно говоря, в первой части такое занятие было одним из немногих вариантов времяпрепровождения. Делать было просто нечего. Исправили ли этот изъян в продолжении?
Напрашивается ответ "да, исправили". Теперь мир действительно более насыщен разными заданиями, но... в то же время остался так же безжизнен, как и раньше. В здешних городах чувствуешь себя неуютно, ощущение фальшивости происходящего не покидает ни на секунду. Так выглядело бы, наверное, "Шоу Трумана" из одноименной кинокартины, возьмись его снимать студия с мизерным бюджетом и бездарными актерами. Жители панайских деревушек бродят по улицам, стоят столбами перед домами и своим унылым видом будто хотят сказать: "Смотри, Рико, мы настоящие. Смотри - вот мы катаемся на машинах,
Посмотрите на этот кадр и раз и навсегда запомните: если вы увидели, как от вражеской базы отделился маленький огонек, - летите оттуда скорее.
Но хоть все эти мелочи не дают почувствовать атмосферу, тем не менее они не слишком критичны. Нам все-таки обещали дистиллированный боевик со взрывами, трюками и тотальным хаосом, а не симулятор с развитой социальной системой. И по части трюков да взрывов дела в Just Cause 2 обстоят получше.
Во-первых, Рико научился использовать свой верный крюк-кошку в любое время, без необходимости отдельно переключаться на него. Гарпун Родригеса - штука крайне полезная в бою и повседневной жизни. При помощи крюка можно зацепиться за любую поверхность, как вертикальную, так и горизонтальную, - отныне самая высокая крыша не кажется недосягаемой. Но, как говорят продавцы разного барахла в телемагазинах, и это еще не все! У гарпуна имеется дополнительная функция - связать два любых предмета. Человека и человека, машину и самолет, самолет и человека, дом и лодку... Поле для творчества - огромное. Ну а еще у Рико в наличии удобный парашют, который можно раскрыть когда душе угодно - хоть в двух метрах над землей. Если приноровиться и использовать два этих приспособления вместе, то можно очень эффективно расстреливать противников, порхая над домами, или быстро путешествовать.Во-вторых, авторы постарались разнообразить наши приключения в целом (однако сделали все же одну непростительную подлость, но о ней - чуть позже). Кровожадный диктатор Панау настроил на острове десятки военных баз, на которых в избытке взрывоопасных объектов, техники и солдат. Все это мы, понятное дело, должны уничтожать, просто и быстро. Это самое бесхитростное занятие, если не брать в расчет привычное собирательство разных плюшек. Здесь нет ни постановочных сценок, ни собственных мини-сюжетов. Создавать разнообразные ситуации доверяют не скрипту, а непосредственно нам. Можем спикировать на главное здание на самолете, выпрыгнув из кабины пилота в последнюю секунду; можем привязать к вертолету машину, облепленную взрывчаткой, и сбросить на врагов; а можем просто взять в руки стационарный пулемет, залезть на самую высокую башню и сеять свинцовое добро на беспомощных букашек внизу. Выбор всегда за нами.
Красотища внизу - не декорация. Мы в любую секунду можем выпрыгнуть из самолета и приземлиться в горах.
Впрочем, несмотря на зачастую неплохое содержание, оформлены побочные миссии весьма слабо. Забудьте о четвертой Grand Theft Auto с ее уникальными роликами перед каждым эпизодом. В Just Cause 2 вам каждый раз будут показывать три одинаковых корявых видео с незначительными изменениями в диалогах. Панайские преступники настолько суровы, что все и всегда делают одинаково?
Если зацепиться крюком за катер и раскрыть парашют, можно весело прокатиться прямо над водой.
И вот мы подошли к главной подлости авторов, о которой мы упомянули выше. Разработчики самым примитивным способом растянули прохождение своего творения. Чтобы получить задание от начальства, мы должны заполнить шкалу с красноречивым названием "ХАОС". Для этого проще всего выполнять поручения преступных группировок. Но и для их миссий предусмотрена отдельная шкала. Хотите, чтобы вас нанимали? Извольте сперва заполнить до отказа соответствующую полоску "ХАОСА", уничтожая имущество правительства и собирая особые предметы. Выходит, что чуть ли не половину игрового времени мы проводим в поисках приключений. И приключения эти далеко не всегда в радость. Понравится ли вам в двадцатый раз взрывать военную базу или поселение? Это крайне ленивый подход: "Иди, дружище, занимайся чем вздумается. А потом, когда мы пожелаем (тогда, только тогда!), получишь большую, классную вкусняшку - сюжетную миссию со скриптовыми сценками. В ней мы уже тебя развлечем, так и быть..."
Хорошо хоть, постоянно путешествовать по острову нет надобности. Через час-другой игры нам дадут возможность мгновенно отправиться в нужную область Панау. Все благодаря местному торговцу
А здесь мы на романтическом свидании с солдатом. Он был такой милашка!
Есть один дурацкий слоган, который вы наверняка не раз слышали в рекламе. Звучит он так: "Если вы [вставьте свой вариант], то продукт N - для вас!" И тут это клише будет, как ни странно, весьма кстати. Дело в том самом подходе - "развлеки себя сам". Just Cause 2 - это, если угодно, прямая противоположность Call of Duty: Modern Warfare 2. Там - максимум спецэффектов, событий и впечатлений на минимум свободы. В JC 2 же интересные происшествия неравномерно распределены по всему прохождению. Приключения не сами находят нас - их ищем и организуем мы, прилагая определенные усилия. JC 2 можно пройти, просто стреляя во врагов и иногда взрывая здания. Но это скучно. Вы должны проявить фантазию, написать собственные правила игры, даже придумать для себя абстрактную шкалу крутости и уничтожать базы как можно эффектнее. Такое развлечение вам по душе? Тогда смотрите на оценку чуть правее нашей. Желаете сходить на красивый боевик в кино, а не возиться с камерой, пытаясь создать свой собственный "шедевр"? Тогда ваш личный балл - левее. Мы же остановимся на золотой середине.
Плюсы: большой простор для творчества; занятные сюжетные миссии.
Минусы: мало постановочных сцен; хилая симуляция жизни; клонированные порой побочные задания; многим здешней свободы покажется слишком много - иногда возникает ощущение, что с ней просто нечего делать.