
Пивко с утра - и день удался.
Берлога стопгеймовцев. 29 августа 2010 г.
А поначалу все было как в сказке. После великолепной интродукции и скоротечного военного эпизода мы на несколько мгновений получаем ее - ту самую вторую "Мафию". Пешая прогулка, пушистый снег, Вито Скалетта в красивой шинели, "Let it Snow!" ССЌмми Кана и неторопливое потягивание пивка в баре со старым другом. От восторженных чувств разрывается сердце - мы почти любим все дальнейшее заочно. Приятно поражает практически все. По дороге лениво ползут автомобили, картинно облепленные снежком. Количество сценок с участием прохожих настраивает на благородные и чистые мысли о том, что вот она - игра года! Знакомый владелец лавки заколачивает досками окна и двери своего заведения - во время войны его доходы резко снизились. В местном кафе нам встречается, судя по всему, бывшая подружка Вито, которая даром времени не теряла: уже замужем и с двумя детьми на руках в свой 21 год. Дамочка средних лет, съежившись от холода, ругает мужа и его испортившуюся машину. Над домами пролетают бомбардировщики - все зачарованно смотрят в небо и ведут обывательские разговоры о войне. Проработка окружения - домов, витрин магазинов, даже мусора, который валяется под ногами, - на высоте. Через дорогу во все горло кричит продавец газет, зачитывая заголовки с первой страницы. В родном подъезде уборщица натирает до блеска пол...

Есть еще один повод провести с Mafia 2 больше времени, чем положено, - это премилая мини-игра, обязывающая собирать постеры из журнала Playboy того времени. Намного лучше ведь, чем граффити рисовать, подковы с ракушками коллекционировать или голубей стрелять сами знаете где. В Сети уже давно лежат архивы, где имеются все фотографии, но настоящих ценителей женской красоты это ведь не остановит, верно?

"Эх, хорошо вчера погуляли!"
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.
О сюжете было известно немало еще задолго до 27 августа. Главный герой, Вито Скалетта, и его друг детства, любитель женщин и экстравагантных рубашек Джо Барбаро, отправляются в долгий и нелегкий путь покорения вершины криминального мира Эмпайр-Бэй. По идее, все должно было начаться с мелких налетов и грабежей, а закончиться разборками между семьями с распилом собственности и сфер влияния. И вроде бы сценаристы поступили верно: не стали рассказывать еще одну историю о том, как "парни шли к успеху", а вручили нам неудачника, у которого просто катастрофический коэффициент невезения, но... что-то где-то пошло не так.
Наши друзья - беспросветные кретины без намека на инстинкт самосохранения. И если Барбаро хотя бы изредка переживает за смерть напарников, любит пошутить, ему не чужды слабости и пороки (то есть он более или менее похож на человека), то Вито Скалетта - ключевой персонаж, с которым нам предлагают себя отождествлять, - бездушный герой типичного боевика восьмидесятых. Делает абсолютно все, что скажут, ни на секунду не задумываясь о последствиях. Смысл его никчемного существования - получить задание и с горем пополам его выполнить.
Мы бы рады открыть для себя личность Скалетта с неизведанной стороны, но сценаристы сами нас заставляют относиться к нему как к прилежному мальчику для битья. Картина маслом: родная сестренка в слезах из-за мужа, загулявшего в обществе шлюх и торчков. Вито отважно навещает тусовку, деформирует зятю портрет и мирно едет домой, где уже раскалывается от звона телефон. "Ты чудовище! Знать тебя не хочу и видеть!" - вопит девушка, в ответ на что Вито без эмоций вешает трубку на рычаг и больше о сестре не вспоминает. Занавес.

Эмпайр-Бэй во всей своей красе.


Снежные сороковые особенно удались.
В начале даже кат-сцены очень красиво поставлены: камера выбирает аппетитные и удачные ракурсы, все мимолетные движения актеров сделаны очень реалистично - прикуривание сигареты, улыбки, жесты руками и многое-многое другое. Каждую секунду хочется громко крикнуть: "Верю!" Про интересные поручения и знакомства с новыми людьми и говорить даже не надо.
Ужас приходит потом. Куда-то пропадают красивые ролики; встречи с людьми, которые по идее должны нас одаривать дополнительными заданиями, ничего не сулят; миссии предсказуемы. Контраст неописуемо большой. Но главный просчет разработчиков кроется даже не в этом.

Выбор одежды не так велик, как хотелось бы.
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.
Как-то негласно принято, что сиквел должен быть лучше, богаче, вариативнее, насыщеннее оригинала. Примеров этому - миллионы. Вторая часть - это почти всегда развитие (именно развитие) идей, заложенных в первой. В 2K Czech так не считают совсем. До боли обидно и прискорбно осознавать, что Mafia 2 выглядит выигрышнее на фоне своей предшественницы только с позиции сравнения технологий. Ну, оно и понятно - восемь лет ведь прошло.
Зато почти во всем остальном (и это несмотря на минувшие годы) наблюдается полная деградация. Есть проблемы с искусственным интеллектом полицейских, которые жуть как метко стреляют даже из едущей машины, но при этом совершенно наплевательски смотрят на наше небрежное вождение. Палить из окошка авто теперь не дозволяется, дополнительных заданий нет совсем - если не считать сжимание под прессом украденного транспорта. Свободных прогулок не осталось, загородных миссий - тоже. А еще теперь во время перезарядки оставшиеся в недострелянном магазине патроны не теряются, как это было раньше, - все в угоду ленивому игроку.
Что остается в активе? Красивая графика с очень хорошей разрушаемостью и интерактивностью уровней. Ни захватывающего сюжета, ни интересных персонажей, ни запоминающегося финала. Концовка Mafia 2 - бездарная и нелепая ересь, которую сценарист, видать, дописывал в шумном и душном метро за полчаса до сдачи работы. Другого адекватного объяснения мы не смогли придумать.

Разрушаемость в Mafia 2 порой впечатляет.
Квартира автора. 31 августа 2010 г.
Утро. Выпита бутылка дешевого виски, выкурена пачка сигарет без фильтра. Гудит голова и на душе невообразимо паршиво. Ни одна другая игра не заставляет так переживать за себя, как это делает Mafia 2. Как ни прискорбно, но заключительный вывод нам придется сделать. Это провал - не совсем полный, но весьма ощутимый. Ситуацию спасает только теплящаяся любовь к оригиналу и те славные первые сорок минут, в течение которых казалось, что перед нами та самая игра года.
Плюсы: уютная атмосфера Эмпайр-Бэя; отличная графика; высокий уровень интерактивности и разрушаемости окружения; первые сорок минут игры.
Минусы: очень слабый и вторичный сюжет; неинтересные и плоские персонажи; проблемы с искусственным интеллектом у полицейских; кроме технологии, Mafia 2 ничего нового по сравнению с оригиналом не может предложить.